— Я с ним много раз работала, — рассказала «МК» Барбара Брыльска, которая семь раз встречалась с Микульским на одной площадке, в том числе и на съемках «Ставки больше, чем жизнь». — Это был такой добрый, интеллигентный, элегантный человек, какие редко бывают. И все его очень любили. К сожалению, нас с ним связывала только работа. Мы никогда не встречались в обычной жизни. Он жил по полгода на своей даче. Я на своей. Но ничего не поделаешь. Все мы стоим в одной очереди.
Он очень хороший актер, а с хорошим актером можно работать только хорошо. Что касается съемок «Ставки больше, чем жизнь», то все это было очень давно. К сожалению, сегодня уже мало кто остался в живых. Все, что я помню о тех съемках, — там была только работа-работа-работа. Работа кончалась, я возвращалась домой. Чтобы назавтра снова вернуться на площадку. Но то, что я сказала о Микульском, о его характере и интеллигентности, я успела заметить еще тогда. Наблюдая за ним либо в ресторане за обедом, либо во время путешествия в поезде. Каждый, принимаясь за новый фильм, надеется, что его ждет успех. Лично я всегда работала лучше, чем могу. Но в итоге получается так, что на эффект, который сможет произвести фильм, работает много людей, а все равно все зависит от Бога.
В 2012 году в Польше вышло продолжение легендарного сериала, но уже под названием «Ганс Клосс: ставка больше, чем смерть». На этот раз речь идет о поисках Янтарной комнаты, а Ганс Клосс на исходе жизни встречает в исправительной колонии Казани свою давнюю возлюбленную, отбывавшую срок в ГУЛАГе. В апреле 2013 года Микульский лично приезжал в Россию, чтобы представить свой фильм в рамках фестиваля польских фильмов «Висла». Тогда же с ним встретился обозреватель «МК».
— Я прежде всего театральный актер, сыграл более чем в ста пьесах, — рассказывал актер. — Провел на сцене всю жизнь. Именно там состоялись самые дорогие мне роли, например шекспировский Макбет. Но вот Гамлета сыграть не довелось. Но я всегда с благодарностью принимал то, что мне давала судьба. И все, чему я научился в театре, потом помогало в кино и на телевидении. Что нужно, чтобы достичь успеха? Первое — счастье, второе — счастье, третье — счастье, а потом талант и работа. Вот моя формула.
— Главной вашей ролью стал все-таки Ганс Клосс в сериале «Ставка больше, чем жизнь»?
— Больше сорока лет он меня сопровождает по жизни. В Польше постоянно повторяют этот фильм. Иногда он идет одновременно на двух-трех каналах. Сегодня мне смотреть его грустно. Многих моих коллег уже нет на свете. А снимались там лучшие наши актеры. Где мы только не побывали! Снимали по всей стране. И всегда приглашали актеров из тех городов, где находились. Кстати, знаменитые турецкие сцены снимались в Польше. Денег тогда на заграничную экспедицию не было. Вначале ведь планировалось всего шесть серий. Но зрители стали писать письма в разные инстанции и требовать продолжения. Клосс должен был умереть в последней серии. Но последовали угрозы. Люди писали, что зданию, где располагалось руководство телеканала, может не поздоровиться, если фильм закончится. Сценаристы написали еще восемь серий, а потом еще и еще… Картину показывали в Югославии, Болгарии, Румынии, Монголии, Китае, Японии, Северной Европе и, конечно, в России.
— Вы наверняка хорошо знаете нашу страну: столько раз здесь бывали и даже жили. И по-русски говорите великолепно.
— С удовольствием вспоминаю то время, когда был директором Польского культурного центра в Москве. За два года жизни в России я побывал в разных местах, самых дальних уголках. Повидал большие и малые города, добрался до Иркутска. Теперь Москва — совсем другой город, чем был когда-то. Но и в Польше многое меняется. Раньше мы сильно зависели от СССР. А сейчас — сами себе господа в своем крае. Я не политик. Могу сказать только одно: в области культуры наши отношения с Россией всегда были очень теплыми и незабываемыми. У меня никогда не было негативного отношения к вашей стране. А русский язык, к сожалению, я забываю. Иногда не хватает слов, когда приходится где-то выступать.