Евгений Меньшов отмечает свой «февральский» день рождения

«Артисты как жонглеры: все 15 мячей надо поймать!»

...Евгений Александрович — человек счастливой творческой биографии, никогда не роптал на судьбу, не жаловался, шел своей дорогой: после Школы-студии МХАТ устроился в театр им. Гоголя. («А что МХАТ? Мне намекнули, что там легко потеряться. А как это в театре бывает? Невостребованные сбиваются в стаю и начинают квасить».) Параллельно театру пошли весомые роли в кино (взять хотя бы «Мелодию на два голоса»), затем в качестве ведущего попал в «Песню года» (хотя и сам отлично пел) и 18 раз открывал фестиваль вместе с Ангелиной Вовк. В 1990-е напрочь отказался от участия в плохих фильмах, предпочтя авторские проекты, литературные вечера. И сохранил свои принципы и обаяние до сего дня. С чем мы его и поздравляем.

«Артисты как жонглеры: все 15 мячей надо поймать!»
Фото из личного архива.

Кстати, в Википедии его день рождения значится в феврале, однако лишь близкие друзья знают об истинной ноябрьской дате.

Что всегда красило Евгения Меньшова, так это тяга раскрыть себя в самых различных амплуа: от артиста до телеведущего, от прекрасного чтеца и исполнителя песен до... футболиста. Благо, учителя были потрясающие, и эту память о той, настоящей актерской школе Евгений Меньшов несет в себе и поныне. Но одной школы тут мало, важна воля, смелость, сказал ему как-то Станицын: «Иди после вуза туда, где будешь первым парнем на деревне», и пошел, не испугался ненасиженных мест и — о везение! — получил в партнеры на первом же спектакле в театре им. Гоголя легендарных Бориса Чиркова и Эмилию Мильтон.

— Ходи только за ними и записывай реплики, — вспоминает Евгений Александрович. — А Ефремов? Вообще икона! Я пересмотрел все спектакли в «Современнике» — театре, который он сделал. Взять постановку «На дне» Галины Волчек — казалось бы, хрестоматийная вещь, но затягивало это, как хорошо построенный детектив, а монолог Евстигнеева (Сатина) «Человек — это звучит гордо» — это вообще полный пердимонокль! Как можно было так рассказать? Когда сущность жизни становится прозрачной!.. Или «Декабристов» ставили, где Ефремов играл Николая Первого. В одной из сцен он должен был сказать: «Я в ответе за всё и за всех». Но вдруг заявил: «Я в ответе за всё и за свет». А рядом игравший Евстигнеев моментально подхватил: «Ну, тогда уж и за газ, ваше величество». Зал упал. Это были артисты-жонглеры, в руках у которых не по три мяча было... а по 15. И ни один мяч не падал, все ловили. Из любых позиций, как угодно!

Меньшов никогда не скрывал своих пристрастий в искусстве, говоря, что именно репертуарный театр является органичной творческой формой, устоявшейся в России: «Ведь что есть постоянная труппа? Это личностный рост актера!» И он в корне не согласен с утверждением, что «актер должен быть голодным»:

— Я это понял после 90 дней съемок фильма «Петр Великий» компании NBC, играя там Апраксина. У американцев денег куры не клюют, вот они и шпарили — столько сил на ленту бросили! Достаточно упомянуть, что Витторио Стораро был у нас оператором, а в главных ролях снялись Максимилиан Шелл, Лоуренс Оливье, Омар Шариф. Гонорар в долларах мы (группка советских актеров) не получали, зато нам выдавали суточные в шиллингах — из расчета $40 в день. И нам казалось, что мы всю Вену можем скупить (смеюсь, конечно). Я это к чему все? К тому, что они с актеров пылинки сдували, лишая всяческих бытовых проблем. У меня были собственный вагончик на колесах (с табличкой «Юджин Меншов» — тоже мне звезда!) плюс личная одевальщица исторических костюмов, пожилая итальянка... «Я сама на вас рубашку надену, Юджин, а то меня уволят!»

...После выхода на экраны «Мелодии на два голоса» слава и женское внимание, что называется, буквально накрыли артиста: так всем понравился герой Меньшова — слесарь. И благодаря этой роли его пригласил Микаэлян на фильм «Влюблен по собственному желанию», утвердил уже на роль, но театр не отпустил, так что в итоге сыграл Янковский. Поклонницы завалили Меньшова письмами. А однажды... разрывает он конверт, а там — ровный почерк, женщина средних лет: «Знаете, со мной случилась удивительная история. Я решила покончить жизнь самоубийством. Ходила вечером по Москве, прощаясь со своим любимым городом. Случайно забрела на улицу Казакова и увидела, что в восемь вечера идет «Дуэль» по повести Чехова. Я посмотрела. Ваша игра заставила меня поменять свое решение». А там как раз об этом — Лаевский говорит с Богом, гроза, и он вдруг начинает понимать, что сам виноват в своих бедах… Как скажет потом Меньшов: «Стоило заниматься актерской профессией, чтобы раз в жизни получить такое письмо».

В 1988-м на популярной в то время «Песне года» прошла смена ведущих. Ангелина Вовк была вне конкуренции, ей искали партнера… Режиссер фестиваля Черкасов в итоге утвердил Меньшова, хотя последнего отговаривали все знакомые: «На тебе поставят штамп телеведущего и перестанут снимать в кино». А кино-то как раз пошло такое, что лучше бы в нем в те годы вообще не сниматься. Так что телевидение помогло выжить.

...А еще удивительно то, что через всю жизнь Меньшов пронес любовь к футболу, и отнюдь не в качестве пассивного зрителя:

— С 14 лет я играл в горьковской «Волге» вратарем, очень прыгучий был. Но мой педагог в театральном училище сказал: «Женя, выбирай: либо футбол, либо театр». И бутсы я повесил на гвоздик. Прошло много лет. И вот представьте центральный стадион в Новороссийске, вовсю идет чемпионат мира 2008 года среди творческих команд. Скажем, кто в нашей команде? Крис Кельми, артисты из Театра оперетты, музыканты… Одним словом, идет финал, до которого мы каким-то чудом дошли: мы и бразильцы, я — вратарь в запасе. За 15 минут до свистка счет 3:2 в нашу пользу. Но бразильцы так насели, что мы еле отбивались. В какой-то миг основной наш вратарь прыгнул за мячом и неудачно приземлился на руку, сломав запястье. В ворота ставят меня. Первая же атака: бразильцу навесили на грудь прямо на 11-метровой отметке. Пока он пытался обработать, я прямо с груди мяч забрал. Короче, хвастать не хочу, но мы выиграли…

Сегодня к нашим поздравлениям присоединяются друзья Евгения Меньшова, супруга — популярная ведущая Ольга Грозная, сын Александр. Евгений Александрович всегда шел за своей звездой, и она — мы уверены — ни в коем случае не оставит его в трудную минуту, и дай бог, чтобы этих трудных минут было поменьше.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26677 от 19 ноября 2014

Заголовок в газете: «Артисты как жонглеры: все 15 мячей надо поймать!»

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру