По словам генерального директора фестиваля Марии Ревякиной, этот год оказался особенно благоприятным для региональных театров. Более 60% афиши составлено из привозных спектаклей. И это всегда наиболее интересная и интригующая часть программы фестиваля, которая всякий раз доказывает: российский театр существует не только в Москве и Санкт-Петербурге.
Особенностью нынешнего фестиваля стало нововведение, которое станет приятным подарком для многих театров, чувствующих себя аутсайдерами после объявления номинантов: теперь в «Маске» существует лонг-лист. Это список, включающий порядка двух сотен спектаклей (музыкальных и драматических), которые рассматривались экспертными советами в качестве возможных номинантов, но не собрали необходимого числа голосов. И, разумеется, попадание в такой лонг-лист — безусловный знак значимости и заметности спектакля.
Лидером по количеству номинаций в этом году стал Большой театр, представленный в 16 позициях. Есть рекордсмены-частники, номинированные за две работы: режиссер Константин Богомолов, дирижер Теодор Курентзис, художник Ирэна Белоусова.
По заключению экспертного совета музыкального театра, отчетливой тенденцией в опере стали консервативность и традиционализм, пришедшие на смену «игривой концептуальной режиссуре». А вот мюзикл и оперетта, напротив, напитались новых веяний, идущих от драмы.
Драматический театр, вернее, его передовой фронт, сильно помолодел: среди номинантов много режиссеров значительно моложе 35-летнего порога, отделяющего молодость от зрелости. Много драматических спектаклей, попавших в список номинантов, посвящены исторической теме. И это тоже тенденция. Были факты отказа театра от номинирования спектакля: Театр на Таганке отказался от выдвижения спектакля Дмитрия Волкострелова «Новый мир 1968». Официальная причина — невозможность показа спектакля на ремонтирующейся сцене в течение сезона. Зато «Московская оперетта», в свое время выразившая нежелание сотрудничать с фестивалем, несмотря на это, получила совершенно заслуженную номинацию за «Бал в «Савойе».
Среди номинантов в драме большой формы: KILL (Новосибирский театр «Красный факел»), «Вишневый сад» Додина, «Гамлет. Коллаж» Лепажа в Театре наций, два спектакля Богомолова — «Гаргантюа» и «Карамазовы», «Мадам Бовари» Жолдака, «Мера за меру» Театра Пушкина, «(М)ученик» «Гоголь-центра», «Три сестры» Юрия Бутусова.
В опере номинированы Dido «Новой оперы», «Аида» Петера Штайна в музыкальном «Стасике», «Дон Карлос» и «Так поступают все женщины» Большого театра, екатеринбургский «Летучий голландец», «Носферату» (Пермь), «Царская невеста» Андрея Могучего (Михайловский театр).