С мечтой об обезьяньем театре

Знаменитому дрессировщику Азизу Аскаряну — 60 лет

...11 ноября Азиз Михайлович у себя дома, в Большом Каретном, собирает тесный круг самых близких людей (среди которых, безусловно, и давние друзья из «МК»), — прежде с присущей ему широтой он отмечал юбилеи по высшему разряду — ресторан, отменная грузинская кухня, сотни приглашенных. Но сейчас, увы, это праздник со слезами на глазах. Некоторое время назад у прославленного дрессировщика при странных обстоятельствах погибли все обезьяны, а в феврале этого года... не менее странно погибла единственная красавица-дочь, что стало просто шоком для цирковой общественности.

Знаменитому дрессировщику Азизу Аскаряну — 60 лет
Фото: предоставлено автором

— Она так мечтала стать тележурналистом, — говорит Азиз Михайлович, — буквально накануне гибели получила корону на конкурсе красоты в своем институте. И практически ее уже пригласил Первый канал, выбрав из очень многих кандидатур.

— Я помню — она удивительной красоты...

— Очень одаренная, и не цирк ее манил, а именно телевидение, еще ребенком мечтала: «Я буду самой лучшей ведущей нашего российского ТВ!» — так она говорила. Тяжело вспоминать ее последние дни. Сначала отдыхала в Египте, потом вернулась, позвонила мне: «Папа, привезла тебе подарок, а вот какой — сюрприз!» Я догадался, что это, скорее всего, статуэтка обезьянки (я их очень давно коллекционирую). «А сейчас, папа, я отправляюсь к подругам отмечать День всех влюбленных». Ну и пошла. В итоге... выпала с седьмого этажа. Из окна квартиры своей подруги.

— Расследование ничего не дало?

— Как? Почему? Осталось загадкой. Она не пила, не курила... То ли сама, то ли кто-то помог. Единственная дочь, к сожалению. Если бы их у меня было пять-шесть-семь... а так — одна. Так что сейчас мне не до каких-то широких торжеств. Просто соберемся тесной компанией из близких мне людей.

...Но Азиз Аскарян — настоящий артист до мозга костей и, несмотря на невзгоды, не унывает и надеется найти силы продолжать удивлять своим шоу детей и взрослых дальше. По ряду обстоятельств, о которых мы в связи с юбилеем умолчим, он ушел из Цирка на Цветном, но очень надеется на воплощение мечты всей своей жизни — создание обезьяньего театра.

— Это был бы очень необычный театр, — глаза у Аскаряна сразу зажигаются, — представьте себе — вращающаяся сцена выходит в зал на полкруга, камерная обстановка, полно ребятни, а вместо актеров там всё-всё будут делать человекообразные обезьяны... как — это мой секрет. Люди были бы на втором плане.

— То есть это не был бы банальный цирковой аттракцион?

— Нет-нет, предполагается масштабная работа, куда, впрочем, была бы привнесена главная моя фишка — пародии на танцы народов мира. Такого номера ни у кого не было и не будет. Ведь это так необходимо сегодня — объединять людей...

Мало того: Аскарян желал бы собрать в своем театре все известные подвиды обезьян. В антракте зритель бы ходил и видел всех вживую. Иной ребенок спросит: «А все ли они поддаются дрессировке?» А дрессировщик на это обязательно ответит: «Возможно приручить даже маленьких вертлявых мармозеток из Латинской Америки, которые не вырастают больше 30 сантиметров». Он не устает повторять: нет бездарных животных, есть бездарные укротители. Ко всем нужен особый подход.

— Кроме того, на базе театра не помешало бы сделать студию для молодых начинающих артистов, дрессировщиков. Вот «из чего» я сам вышел на манеж? А просто посещал кружок юннатов в школе вместе с четырьмя десятками своих сверстников. Да, дрессировщиком стал я один, остальные пошли во врачи, журналисты... но все равно все любят природу, любят животных, это приобщение более чем нужно!

...Знал бы Аскарян, посещая кружок юннатов, что пройдет двадцать лет и он станет звездой дрессуры мирового уровня, на его спектакли будет набиваться в зал по 3000 человек. И люди будут просить у смешного человека в желтой жилетке и такой же соломенной шляпке с обезьяной на плече: «Приезжай еще!» Чего только не происходило за эти годы...

— Была замечательная встреча с Борисом Николаевичем Ельциным, — улыбается Аскарян, — меня Юрий Владимирович Никулин пригласил на празднование Дня города, а там и Лужков был, и Ельцин. Народ весь на ушах стоял. Ельцин взял на руки обезьянку, стал обнимать ее. Я и не подозревал, что президент немного гримируется. И обезьянка моя стала снимать этот грим и об него же вытирать пальцы. Я подумал, что меня сейчас просто убьют за такие выходки. Но всем было очень весело, обижаться никто не думал... это так здорово, когда власть понимает значимость цирка, значимость дрессуры. Так что я, несмотря ни на что, надеюсь на лучшее.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру