— Коля, что это за фестиваль, можешь поподробнее рассказать?
— С одной стороны, это аналог фестиваля нашего «Коляда-плей», а с другой, это не только мои пьесы, но и уральская культура, которая будет представлена в Варшаве. Время сложное, тяжелое, отношения Польши с Россией непростые, и я опасался, что поляки не придут, но… все билеты проданы.
— Фестиваль открывается твоей премьерой «Ревизор», который ты сделал с польскими артистами. Это перенос на польскую сцену твоего знаменитого екатеринбургского спектакля?
— Я репетирую с артистами знаменитого варшавского театра «Студио». Но это не перенос, хотя есть общие мотивы, и, так же как в русском «Ревизоре», в польском будут грязь на сцене, фуфайки. Но я не могу ставить один в один, тем более что артисты другие.
— Ты делал кастинг?
— Я выбирал из труппы, но на Хлестакова артиста не нашел. Я искал по картотекам, которые мне дали: нет такого артиста. В результате из 90 безработных польских артистов выбрал сначала 15, а из них — одного. Он еще студент театральной школы в Варшаве, учится на последнем курсе. Такой Эрик Кульм, его отец — известный джазовый музыкант. И оказалось, что Эрик замечательный артист, я уверен, что после «Ревизора» в Польше появится новая звезда, у него будут приглашения в кино.
— «Ревизор» актуален для современной Польши?
— Еще как! Но я ставлю спектакль про унижение, которое есть в любой стране, в том числе и в Польше. Унижают власть, друзья, есть унижение в семье. Я на первой репетиции объяснял артистам, что они в своем театре тоже зависят от режиссера, поэтому заискивают, фальшиво улыбаются… это же тоже унижение. И грязь, которая будет на сцене, добавляет унижения. Так что «Ревизор» актуален и современен. У меня в Екатеринбурге тема в «Ревизоре» была несколько другая. Поскольку артист Олег Ягодин похож на нашего президента, то был мотив про Путина.
— Насколько я знаю, это у тебя уже не первая постановка в Польше?
— Не первая, я уже ставил в Лодзи «Бабу Шанель», «Корабль дураков» в Гданьске и в Кракове «Маскарад».
— Как приняла польская критика твои постановки?
— Критика прекрасно приняла «Маскарад», мы получили шесть призов на разных фестивалях. А вот «Корабль дураков» имел плохие рецензии и... вал публики. И я понимаю, почему меня ругали: упрекали, что эта история не про политику (премьера пришлась на август, когда совсем обострились отношения Польши с Россией). Но там-то как раз про политику — о том, что не надо ссориться с соседями, надо просто дать стакан воды.
— Ты уже два месяца в Польше репетируешь. Как-то почувствовал на себе испорченные отношения с ближайшим соседом?
— Я на первой же репетиции предупредил артистов: «Ни слова про политику. Я приехал сюда садить вишневый садик. Давайте через пропасть делать мостик. Я маленький. Трусливый человек, так что никакой политики». А ситуация действительно была тяжелая. Достаточно было включить польский телевизор, где Россия — страна-агрессор, Путин всегда в черных очках и вал негатива. Но в последние две недели многое изменилось. Мне кажется, поляки наигрались с темой Украины. Вот я сейчас читаю газету «Выборче»…
— Ты уже свободно читаешь по-польски?
— А что тут читать? У меня же отец хохол, я по-украински понимаю, теперь по-польски. Так вот в «Выборче» уже нет ни слова про Украину. Я приехал в Варшаву с чистым сердцем, делаю спектакль про людей, а не устраиваю выпендреж по собственному поводу. Вообще фестиваль получается роскошный. Будут фильмы Федорченко, Лозницы, выступление группы «Курара» с Олегом Ягодиным, читки пьес, мастер-классы. У меня тоже будет мастер-класс. Одних моих артистов приезжает 32 человека. И все это я делаю на свои деньги, то есть на деньги нашего театра, и, конечно, очень помогает министерство культуры Польши.