Леонид ЗОРИН: «Я не сделал ни одного дурного человеческого либо литературного поступка»

Костик нашего времени

«Варшавская мелодия», «Царская охота», «Медная бабушка», «Карнавал», «Цитата»… И, конечно же, «Покровские ворота». Это все он, знаменитый драматург Леонид Зорин. Наш современник. Не артист, не политик, не VIP-персона, которые никогда не дадут о себе забыть, — Зорин просто сидит и пишет, «ни дня без строчки»… Не ради славы, мишуры, просто он знает цену каждому слову. Сейчас не важно, знают ли его, помнят (хотя, конечно, знают и помнят, все-таки у нас была самая читающая в мире страна), — главное, он знает нас. Мудрый, талантливый человек, сохранивший в себе того самого Костика из «Покровских ворот». 3 ноября Леониду Генриховичу исполняется 90 лет.

Костик нашего времени
На вручении премии «Большая книга».

«Я не считал, что должен писать в ящик»

— Леонид Генрихович, 90 лет — это довольно серьезно. У нас говорят: многие знания — многие печали. Так какие печали в связи с этим важным юбилеем вас гложут?

— Вообще говоря, особых оснований для печали у меня лично не должно быть. Я прожил долгую жизнь, по нашим временам относительно благополучную. Не могу сказать, что она была легкой, но все же… В конце концов, я делал только то, что люблю.

— Всегда?

— Пожалуй, да. Конечно, я должен был считаться с условиями, в которых жил. Не могу сказать, что огромное количество времени работал на пределе своих возможностей, это было просто немыслимо. А в литературе надо писать каждое произведение как последнее. Но я не считал, что должен писать в ящик, это был не мой выбор. Я хотел свои соображения как-то публиковать. Но чем дольше я живу на свете, тем мое мнение о своих литературных способностях более трезвое, чем то, которое было в начале пути. Думаю, что я могу определить свое достаточно умеренное место в литературном процессе.

— Скромничаете?

— Нет, говорю совершенно серьезно.

— Тогда назовите с вашей точки зрения тройку лучших русских драматургов ХХ века.

— Я не хотел бы давать какие-то оценки, это все очень субъективно. Хотя были такие люди, как Евгений Шварц, Эрдман… Конечно, Эрдман был человек, безусловно, нереализованный, да и Евгений Львович не в полную силу работал. Но Бог им столько дал! Я-то знал многих людей, которые очень страдали из-за того, что не могли публиковаться. У них была мучительная жизнь. Может, в чем-то и более достойная, не спорю, но, видимо, я к ней не был готов.

— В 52-м году, то есть еще при Сталине, вы вступили в партию. Верили?

— Я считал, что это антифашистская сила, безусловно, и в этом смысле не грешил против себя. Хотя особых иллюзий не было. Кроме того, я не хотел быть изолированным от литературного процесса.

— То есть вступление в партию — как мандат, как бонус для карьеры?

— Не помню, думал ли я об этом тогда. Знаю много хороших, достойных людей, которые были со мной в рядах КПСС. Так складывалась жизнь, но я ее прошел, жалеть нечего. Уже тогда я написал много вещей. Сейчас они ни в коей мере не устраивают меня как литератора, перечитывать многое из того, что я написал, мне и в голову не приходит. Но тем не менее могу вам сказать: стыда нет.

— Ни за одну строчку?

— Я не сделал ни одного дурного человеческого либо литературного поступка — вот этого не было.

— Но при вашей жизни были такие вещи, как борьба с космополитами, травля Пастернака, Сахарова, Солженицына, Даниэля и Синявского, организованные письма против них. Вы ничего не подписывали?

— Я был членом партии, присутствовал на всяких собраниях. Но не голосовал.

— Как это?

— Да очень легко. Ну, много народу, сидишь себе, можно было не поднять руки.

— А Борис Слуцкий всю жизнь себя корил, что подписал письмо против Пастернака…

— Бог меня в этом отношении миловал, со мной этого не случилось. Хотя, конечно, были тяжелые страницы… Постановление по поводу пьесы «Гости» — и в течение многих лет мое имя было табуировано. Каждый день, когда я открывал газету или включал радио, слышал о себе всякие жуткие гадости. Но я не хочу на этом зацикливаться, потому что другие судьбы были страшнее: людей арестовывали и расстреливали. А меня не посадили, хотя было близко, конечно. Я это знаю. Но фортуна была за меня.

«Так, как сын, меня понимает только жена»

— В России надо жить долго.

— Безусловно, иначе ничего не получается. Особенно в литературе. Я пытался жить так, чтобы смотреть своему сыну спокойно в глаза. Надеюсь, что это счастье у меня есть. У меня замечательный сын, я им очень горжусь. У нас прекрасные отношения, и я могу совершенно спокойно смотреть ему в глаза. Это дорогого стоит. Он — профессор, преподает литературу в Оксфорде. Его судьба сложилась замечательно. Главное, что он не только мне сын, но и самый близкий друг, а такое бывает нечасто. Если честно, я смотрю на него снизу вверх.

— Вы с ним общаетесь по телефону, по Скайпу?

— По Скайпу, но я им не владею.

— Так для этого у вас есть молодая жена.

— Не могу сказать, что она молодая, но она современная. Это моя вторая жена. Так случилось, что она дочь моего учителя, профессора Поспелова. Я был его учеником в Литературном институте. На мое 90-летие сын должен приехать.

— А внук — почему о нем вы не говорите? Он не так вам близок духовно?

— Внук живет в Москве. Но так, как сын, меня понимает только жена. Внук у меня замечательный, я его очень люблю и надеюсь, что пользуюсь взаимностью. Он не литератор, очень деловой человек. Он прочно стоит на ногах. Ему 35.

— Вы не сидите в четырех стенах, выходите гулять, общаетесь?

— Ну, я прогуливаюсь каждый день. То есть меня прогуливают. Но у меня заквас недурной, все-таки в своей молодости я играл в футбол в городе Баку за молодежную команду «Нефтяник».

— Еще чуть-чуть, и вас бы приняли в команду мастеров?

— Во всяком случае, когда мой тренер узнал, что я перестал ходить на тренировки и стал заниматься литературой, пророчески мне сказал: «Ну-ну, посмотрим, сколько радости твоя литература тебе доставит». И как в воду глядел, потому что хлебнуть пришлось много чего.

— Зураб Соткилава тоже все время вспоминает, как играл за молодежную команду «Динамо» (Тбилиси) против Льва Яшина.

— Яшина я знал, а дружил очень крепко с Константином Ивановичем Бесковым.

— Футбол — бесконечная тема, но давайте временно о нем забудем. Так вы готовы с высоты своего возраста поворчать на молодое поколение? Насколько вы его знаете, оно вас радует, разочаровывает? Все-таки это поколение определяет сегодняшнее время.

— Ворчать — последнее дело. Поверьте, в каждом поколении есть свои прекрасные молодые люди и есть те, кто оставляет желать лучшего. Так и идет этот круговорот, так было, есть и будет. Просто надо так жить, чтобы не было стыдно. А ежедневно требовать от человека подвига не стоит. Когда-то очень хорошо Зощенко сказал Шварцу: «По прошествии многих лет своей жизни я знаю, что главное в людях — не талант, не героизм; главное в людях — приличие». Зощенко — герой моей последней работы «Плеть и обух». Очень трагическая фигура.

«В «Покровских воротах» было все как в жизни»

— Вы писали при Сталине, Хрущеве, Брежневе, Горбачеве, Ельцине, Путине. Сейчас, когда вроде нет цензуры, вам пишется легче?

— Вы знаете, что мне вычеркивали слово «смеркалось»? Считали его очень пессимистическим.

— Но в советское время видны были таланты во всех сферах искусства. Они пробивались сквозь асфальт, выдерживали это сопротивление, часто были умнее, ловчее цензуры, обходили ее своим эзоповым смысловым языком. А сейчас, когда все можно, когда все пишется прямым текстом, настоящих талантов и нет. Все-таки цензурные комитеты смотрели и за качеством. По крайней мере в кино.

— Не знаю. По моим произведениям поставили 17 фильмов. Это делали очень хорошие режиссеры, но все проблемы нам создавали проклятые цензурные требования. Было мучительно. Помню, как тяжело проходили наши фильмы с Аловым и Наумовым, а это же выдающиеся мастера.

— Тогда нам никуда не деться от «Покровских ворот». Это же автобиографическое произведение. То есть Костик — это вы?

— Один в один. Один раз я позволил себе написать свою автобиографию — это и есть «Покровские ворота».

— Михаил Козаков отобрал Меньшикова на роль Костика. Вы принимали в этом участие?

— Даже очень. Никогда не вмешивался в работу режиссеров, но здесь я Козакову сказал: «Миша, один раз в жизни. Костик — это я. Поэтому позволь мне выбрать, все же дело интимное…» Миша согласился, мы с ним дружили. Он терпеливо выдержал мою настырность, постоянное отвергание проб. И вот когда Миша привел Меньшикова, я его увидел и сказал: «Ну вот, это тот».

— Хоботов, Маргарита Павловна — совершенно реальные люди?

— Да. Петровский бульвар, покосившийся двухэтажный дом, сохранившийся… Уже не жилой, там какое-то учреждение. Когда мне случается проезжать мимо этого дома, всегда обрывается сердце.

— Тогда по поводу цензуры в «Покровских воротах» два вопроса: один серьезный, другой — не очень. Серьезный. Говорили, что в виде Хоботова вы изобразили затюканную, подневольную советскую интеллигенцию. Маргарита Павловна — это власть КПСС, ну а Савва, к которому Маргарита Павловна ушла от Хоботова, — рабочий класс, гегемон. Вы это имели в виду?

— Я вообще не думал об этом. Просто исповедовался, вспоминал. Это лирический монолог, ностальгия. А если бы я специально имел в виду нечто политическое, ничего бы не получилось, уверяю вас. Я не лез очертя голову в огонь, потому что не хотел, чтобы меня запретили. А меня запрещали, и не раз. В БДТ всего лишь один раз прошел замечательный спектакль по моей «Римской комедии». И больше его не было. Недавно в кабинете Товстоногова во время ремонта обнаружили записи этого спектакля на кассетах. Представляете, что за ад был в душе человека, который замуровал свое великое создание?!

— А как же фраза Костика: «Осчастливить против желания нельзя». Это же вышло в 82-м году! Как такое пропустили?

— Значит, просмотрели. Тут предсказать невозможно.

— Ладно, давайте посмеемся. Помните, к Костику приходит девушка — «я такая вся внезапная»… А потом они уединяются в его комнате. Так вот, у Козакова было, что в тот самый роковой момент глобус в коридоре вдруг стал покачиваться в такт. Но потом целомудренная цензура это вырезала. Вы знаете об этом?

— Смутно. Миша Козаков приходил и много мне чего рассказывал. Но таких моментов было миллион, всего и не упомнишь. Только после «смеркалось» я уже ко всему относился спокойно.

— Скажите, вас ведь путали с известным политическим обозревателем Валентином Зориным или думали, что вы братья? Вы похожи очень, да и почти одногодки.

— Однажды нас познакомили, и он сказал, что его спрашивают все время, не родственник ли я ему. Меня спрашивали то же самое. Но я видел его всего лишь один раз в жизни.

— Как вы относитесь к сегодняшнему времени? Вам, как уже очень многим, оно напоминает советское?

— Это геополитика, а я уже давно стараюсь к ней не иметь никакого касательства. Отвлекаться на это, не имея возможности что-то изменить, просто неразумно. Мне надо сейчас постараться успеть закончить повесть, вот это главное.

— Изменились ценности. Сейчас все гонятся за длинным рублем, вернее, за долларом, все имеет свою стоимость. Ну а вы? Вы, наверное, не являетесь очень богатым человеком?

— Нет, я не нуждаюсь, я человек обеспеченный. Но у меня скромные потребности. Ну, была когда-то дача. Я ее подарил сыну. А что еще? Выйти из этого дома, сделать свои два квартала и вернуться, чтобы ноги еще работали. Но с каждым днем все становится сложнее — что мы будем закрывать на это глаза? Можно сколько угодно ерничать, улыбаться, но 90 есть 90. Возраст драматический, и я это понимаю. Времени осталось с гулькин нос, и нужно успеть дописать повесть — это единственное, о чем я думаю. У меня была пьеса «Коронация». Там есть такие слова: «Ах, друг мой, большое мужество нужно в старости, ведь каждый день идешь на смерть». Когда я написал эту реплику, мне было 40 лет. Но сегодня я подтверждаю эту фразу.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26664 от 31 октября 2014

Заголовок в газете: Костик нашего времени

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру