GIFT в переводе с грузинского означает подарок, и это название у фестиваля совсем не случайно. Первый состоялся в 1997 году — в совсем не подходящее для искусства время: Кавказ тогда был неспокоен, в Чечне, что неподалеку, война, на улицах разруха и бедность... Сергей Маковецкий еще помнит черную от копоти, почти сожженную гостиницу «Иверия». Но во все времена находились безумцы, которые вопреки здравому смыслу высаживали сады на минном поле. Такой была и, похоже, остается Кэти Долидзе, директор фестиваля и худрук театра имени Туманишвили.
— В 1947 году в разрушенном Эдинбурге один человек пришел к властям города и сказал: «Если хотите возродить город, давайте делать фестиваль искусств, — рассказывает Кэти, — его выгнали в дверь, а он вошел в окно, и опять с идеей фестиваля. Сейчас весь мир знает Эдинбургский фестиваль и стремится на него попасть. Так что мы тоже хотим поднять страну.
Идею Долидзе поддержали тогда выдающиеся люди — Питер Брук, Ванесса Редгрейв и другие, которые в качестве поддержки и подарка 17 лет назад привезли в разрушенную Грузию свои постановки.
Весь этот экскурс в историю я выслушиваю в кабинете министра культуры Грузии, где с грузинским гостеприимством принимают вахтанговцев накануне первого показа «Дяди Вани». Министра нет — вызвали на заседание правительства, и Сергей Маковецкий в шутку занял его кресло — ну как будто народный артист всю жизнь был чиновником: все наблюдают моментальное перевоплощение в вежливого холодного чинушу.
— А вы знаете, — говорит Маковецкий, — я в Тбилиси уже четвертый раз, но больше всего помню двухтысячный год — я приезжал со спектаклем «Черный монах». Тогда в городе не было света, то есть он все время гас, и мы так договорились, что Кама (Гинкас) и Гетта (Яновская) будут из зала фонариками светить нам на сцену. А потом дали свет, и театр был в тот вечер единственным местом, где в городе был свет. Сейчас таких проблем в Грузии, разумеется, нет. Культурой в стране руководят молодые люди, которые (и это очень важно) сами стояли у истоков знаменитого тбилисского джазового фестиваля, знают, что это такое, не понаслышке. Во всяком случае, министр культуры Георгадзе (кстати, внук Председателя Верховного Совета СССР Георгадзе), придя в министерство, сразу обозначил стратегический вектор своей команды: «Грузия должна стать страной фестивалей». Только в октябре в Тбилиси проходят шесть.
Приезд вахтанговцев — подарок для города. На сцену выйдет Сергей Маковецкий — не министром культуры Грузии, а лучшим дядей Ваней российского театра, что подтверждено многочисленными призами, полученными как артистом, так и самим спектаклем в разных номинациях. Кстати, Сергей Маковецкий и Римас Туминас стали лауреатами премии имени Михаила Туманившими «За совершенство в искусстве».
— А у меня состояние ужаса, — говорит Кэти Долидзе, — билетов нет, все требуют пригласительные. А их тоже нет.
Ну в этом нет новости, в России такая же театральная болезнь, точно диагностированная Михаилом Булгаковым еще в «Театральном романе». Он писал, что никому не придет в голову бесплатно спросить банку килек в магазине или проехать на трамвае, а вот получить контрамарку — обязательно.