Почему Збруев торгует картошкой

«Я бы мог посвятить эту картину Михаилу Кононову»

Александр Збруев не снимался в кино 10 лет. Его отчасти вынужденное, а в чем-то добровольное молчание прервала роль в картине «Кино про Алексеева» Михаила Сегала. Что это за роль? «МК» выяснил подробности.

«Я бы мог посвятить эту картину Михаилу Кононову»

тестовый баннер под заглавное изображение

От режиссера Михаила Сегала после лихих «Рассказов» ждали чего-то необычного, а он снял по-своему старомодное «папино кино». На главную роль пригласил Александра Збруева. Его герой — некогда известный бард Николай Алексеев — давно на пенсии. Живет он одиноко и сиротливо. Но однажды его приглашают в радиостудию на встречу со слушателями. Такое событие, а он к нему не готов: ничего толком не может сказать, да и петь разучился. Но оказывается, песни Алексеева слушали космонавты. Его почитает Андрей Макаревич. Он придет в студию, и они вместе споют. Збруев освоил гитару, брал уроки у дочери Татьяны.

Сегал снимал фильм про посредственность, а Збруев ее не сыграл. Он играл про свое. Но это и не важно, как скажет режиссер. Михаил Сегал не рассматривает свою картину как историю деградации: «Был молодой и талантливый, а потом все изменилось. Алексеев никогда талантливым не был, высоко не взлетал. Мы видим обычную жизнь, в которой дискомфортно оттого, что она обычная. В каком-то смысле наше кино — гимн посредственности, которая не считается преступной, это не что-то пораженческое, а драматическая норма». У Збруева свой взгляд: «Ни один человек не признается, что он посредственность. В лучшем случае скажет: «Мне просто не везет. Я не бездарь, я могу».

Бывший бард вынужден торговать картошкой. Может быть, поэтому Александр Збруев все время возвращается к судьбе своего коллеги Михаила Кононова. Все помнят их роли в «Большой перемене» — учащийся Ганжа и его учитель Нестор Петрович.

Спрашиваю у Александра Збруева, ждал ли он настоящей роли.

— В какой-то момент перестал, — говорит он. — Сосредоточился на театре. Но роль Алексеева совпала с моим настроением. Я бы мог посвятить эту картину Михаилу Кононову. Он блестяще начинал, а закончил тем, что торговал картошкой. Каким он был потрясающим в картинах «Начальник Чукотки», «В огне брода нет». Не только от него все зависело, но и от тех людей, которые его просто взяли и отстранили от жизни, от работы. Как-то я увидел его по телевизору и ужаснулся тому, каким он стал, как разговаривал. Какое преображение произошло из-за этой картошки.

В 1997 году я и сама встречалась с Михаилом Кононовым, мы вместе ехали в метро. Ни один человек не узнал в нем Нестора Петровича. Кононов тогда репетировал в заводском Дворце культуры, жил в деревне, копал на огороде картошку. А когда снимался у Никиты Михалкова в фильме о Чехове, который мы так и не увидели, отпрашивался покормить поросенка. Старался забыть о том, что актер. Жил в нищете, но гордость имел, отказывался от участия в низкопробных сериалах. Чем только не занимался — организовывал газету «Бомж», распространял газеты. Он все время цитировал своего Акима из «Таежной повести»: «Нужда научит, нужда заставит». А ведь когда-то снимался у Тарковского в «Андрее Рублеве».

В «Кино про Алексеева» есть смущающая многих сцена появления Андрея Тарковского во время съемок «Андрея Рублева». Люди, хорошо знавшие Тарковского, находят немало с ним сходства, их ничто не оскорбляет. Рассказываю об этом Михаилу Сегалу. «Мы тщательно изучали записи, его пластику, — говорит он. — Актер, сыгравший Тарковского, без грима на него не похож. Но в нем было то, из чего можно было сделать Тарковского». Сегал считает, что Тарковский — это прикольно. И когда парень из провинции встречается с известным человеком, это становится для него большим событием. У Александра Збруева свои воспоминания о Тарковском, который когда-то ставил в Театре Ленинского комсомола «Гамлета». На репетициях иногда было непонятно, что он говорил, чего хотел. Требовал, чтобы в какой-то момент скрипнула дверь и закричал петух. Гамлета играл Анатолий Солоницын. И в одной из сцен, когда его несли, у него слетел парик. Зал взорвался от смеха. И Збруеву стало страшно за Тарковского.

Спрашиваю у Александра Викторовича:

— Вы так долго не появлялись, что показалось, чего-то стыдитесь? И на «Кинотавр» не приехали представлять фильм.

— Мне не нравится то, что происходит в кино. Там нет ничего хорошего. Нет, я не прячусь. Просто не очень люблю публичность, стараюсь от нее отказаться. А «Кинотавр» теперь уже не тот. Я это хорошо понимаю, оттого и не поехал. А фильма совсем не стыжусь.

— Наверняка вам часто звонят кинематографисты и предлагают какую-нибудь муть.

— Когда-то мне хотелось попасть во что-то, как сказал Радзинский, большое, чистое, настоящее. Ну так тогда надо взять слона и вымыть его в ванне. Вот тебе большое, чистое и настоящее. Я перестал ждать, потому что этого настоящего было все меньше и меньше. В театре тоже бывают паузы. И мои близкие люди — Олег Янковский, Саша Абдулов — годами ждали тех самых ролей, о которых мечтали. Было два-три случая, когда я отказался от роли в кино у известных режиссеров, а потом пожалел об этом. Я абсолютно равнодушен к кинематографу. Он для меня существует где-то сбоку. Возможно, из-за полного неверия в то, что происходит.

Роль Алексеева стала для Александра Збруева поводом к разговору о жизни, говорить о ней он может бесконечно:

— В нас все есть, но мы научились многое скрывать. Наши улыбки бывают фальшивыми. Иногда важнее заглянуть в глаза и сказать то, что ты думаешь. Но бывает, что нельзя этого делать, чтобы не испортить свою жизнь. Мы научились находиться в броне. Только экстремальные обстоятельства могут показать истинное лицо человека. Я не знал слова «отец». Родился в 1938 году. К тому времени его уже расстреляли. Много лет спустя у меня появилась возможность посмотреть документы отца. Человек в форме выдал мне их, сказав, что время было трудное и в бумагах я могу найти то, что способно смутить. Я видел почерк следователя и отца, приговор трех человек, которые в течение 15 минут решили его судьбу. Я сдержанный человек, но тут разрыдался. В нас все есть: страх, боязнь. Что-то мы скрываем, не позволяем себе сказать вслух. Когда мы говорим о 60-х, я вспоминаю Васю Аксенова, которого мы называли папа Вася на съемках фильма «Мой младший брат». Помню его последние слова, сказанные мне в Доме кино: «Я собираюсь уезжать отсюда». Все это для меня — 60-е. Человек эту жизнь принимает или не принимает. Я ехал с водителем, и он заговорил о Высоцком. Но ему больше нравится Окуджава. Я сам люблю и Высоцкого, и Окуджаву, хотя они разные. Высоцкий берет энергией, эмоцией, и ты идешь за ним. А у Окуджавы слова вызывали эмоцию. Владимир страдал от того, что его не признавали поэтом. Его слушали и любили, но не печатали. Мы знаем, как многих людей выбрасывает из жизни. Это мне знакомо по моим друзьям и товарищам. Это меня сильно волновало.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру