— Говоря о цирке, обычно выделяют две проблемы — кризис жанра и, собственно, цирковое хозяйство — обветшавшие цирки...
— Во-первых, о качестве программ. Те программы, которые у нас есть, пока на ведущие роли в мире не тянут. И здесь проблем несколько. Очевиден недостаток в оборудовании — в свете, в звуке. Я только что вернулся с выставки оборудования для шоу-бизнеса в Лондоне, — и понятно, что европейцы ушли далеко вперед. У нас нет таких лазеров, экранов, световых манежей, интересных подвесок... а это всё, несомненно, сильно улучшает качество представления. Поэтому модернизации нам не избежать.
— А что касается самих программ?
— Подход к ним необходимо изменить. Вот сейчас номера собираются по принципу дивертисмента — как это пошло с советских времен. Но современный зритель другой. Ему нужна цельная программа (единый спектакль с единой драматургией), логистику которых мы сейчас и формируем. Но это процесс не быстрый. Впрочем, первый опыт у нас уже есть, хотя... как всегда, не хватает финансирования. Но что делать... будем изыскивать собственные резервы и возможности. Однако, и от циркового конвейера мы не отказываемся — он как раз-таки сейчас воссоздан, и на сайте четко видно — кто куда и когда едет: 33 программы в 33 цирка.
— Все они работают в формате цельного шоу?
— Пока не все, но мы к этому стремимся. Разумеется, сохраняются такие яркие самостоятельные программы как шоу Гии Эрадзе, шоу Корниловых, Филатовы...
— Часто художественное оформление противопоставляют трюку...
— Никаких «или-или»: это всё должно дополнять друг друга.
— А что касается кадров: не было соблазна подчистить «авгиевы конюшни»?
— Я бы не стал это называть «авгиевыми конюшнями». Мы создали Художественный совет, который уже начал работу, и он будет придирчиво отсматривать все номера, которые есть в конвейере, давая им художественную оценку.... Ну, допустим, экспертный совет снимет не пользующийся успехом номер. Но эти же артисты вправе создать другие номера, работать дальше. Так что не надо очищать конюшни, надо поднимать качество номера и программы в целом.
— Что касается количества цирков — их число не будет уменьшаться?
— Никакого уменьшения не будет. Сейчас мы разрабатываем 3-годичную «дорожную карту» по капитальным ремонтам цирков по стране; так мы запустили в капремонт цирки в Иваново и в Туле, к конце году начнутся работу в рязанском, челябинском и нижнетагильском. Кроме того, есть программа реконструкции цирка в Самаре. Запускаем в работу полустационары в Санкт-Петербурге и в Таганроге.
— В стране все меняется буквально на глазах, но можно ли констатировать, что уникальная советская система стационарных цирков себя не изжила?
— Она абсолютно актуальна, только цирки надо привести в порядок. Запустили цирк в Севастополе, есть планы по запуску площадок в Москве... более того, что как только мы укрепим нашу материальную базу, надо будет думать о расширении географии Цирковой компании...
— Вот как? Об этом еще никто не говорил. Кстати, не было речи о включении в Компанию симферопольского цирка?
— Было предложение с нашей стороны (и от Минкульта) о его включении, но цирк это предложение не принял. Они остались отдельным юрлицом. Но это их выбор, хочется пожелать им успехов.
— А еще где цирки могут появиться?
— Скажем, в Ульяновске. В республиках Северного Кавказа (там цирк любят — оттуда много джигитов, канатоходцев). Или посмотрите на восток страны — между Иркутском и Владивостоком огромные пустые пространства. Поле непаханное. Еще бы хотел отметить такую проблему как продолжающаяся реорганизация отдельных цирков-ГУКов в единое юридическое лицо (это история началась уже 8 лет назад). На сей день эта реорганизация не закончена: иной раз наталкиваешься на непонимание наших работников того, что они работают в единой системе.
— То есть вы намекаете на то, что иные директора ведут себя как местные царьки?
— Есть проблема и с директорами и с артистами: если вы придете в крупный банк или в крупную авиакомпанию, там у людей четкое понимание, что они в одной лодке — есть корпоративная этика, гордость. А у нас пока проблема феодальной раздробленности... И ее надо решать.