О Кандинском коротко и по‑детски

Русский авангард от датчан для русской малышни

На сцене «Под крышей» Театра Моссовета полно малышни. «Я сама иду», — говорит маленькая девочка папе, потому что на этот спектакль кого-то ведут за ручку, а кого-то — на руках: он для самых маленьких. Датский сезон в последний день Международного фестиваля «Гаврош» выдал спектакль не просто уникальный, но в каком-то роде даже гениальный. Не зря же говорят: все гениальное просто. И вот эта, с одной стороны, простота постановки, ее незамысловатость, а с другой — глубина и экстраординарность сделали спектакль «Короткое/Длинное» труппы из Копенгагена «UppertDanceTheatre» настоящим событием.

Русский авангард от датчан для русской малышни
Фото: UPPERCUTDANCE.DK

А речь, казалось бы, о спектакле, совершенно не стоящем никакого внимания, интересном разве только малышне от 1,5 года до 5 да их родителям. На самом деле все не так. Спектакль «Короткое/Длинное», уверен, стоит посмотреть многим, и не только любителям хореографического искусства. Стоит, потому что это редкая возможность посмотреть на мир глазами ребенка и понять, что все дети в младенческом возрасте абсолютно гениальны — им с первого взгляда может быть доступно и понятно то, что не удается понять умудренным знаниями и опытом взрослым. Например, искусство русского авангарда. Ну что такое эти кубы, круги, линии на картинах Василия Кандинского, что это означает и для чего оно? Абсурд какой-то… А детишки смотрят на эти картины, весело смеясь, и находят в них красоту и гармонию.

Поэтому-то то, что придумала датчанка Аня Хольмструп Кок (а именно в ее хореографии и идет этот спектакль), поистине уникально. Мало кому из тех, кто занимается балетом, придет в голову такое простое решение: создать поистине удивительный спектакль для таких крошек. Это требует не просто неистощимой выдумки, но настоящей любви к детям.

Уже сразу при входе в зрительный зал на сцене «Под крышей» (зал — амфитеатром, сцена — внизу) маленьких зрителей и их пап-мам встречают две артистки (Анне Нюбое и хореограф Аня Хольмструп Кок — она тоже играет в собственном спектакле). Танцовщицы стоят перед большой четырехугольной ширмой. Одна маленькая девочка, попав сюда, не дожидаясь начала спектакля, начинает петь, когда над ширмой неожиданно появляется желтенький шарик — по виду самый настоящий колобок. Потом — фиолетовые, еще больших размеров. Шары то появляются, то исчезают, а потом вдруг снова возникают в самом неожиданном месте и начинают с быстротой молнии кататься по всему периметру декорации. Потом огромный шар выходит из-за ширмы и смешным «буратинистым» голосом начинает говорить понятное, наверное, одним только детям. У шарика есть две ножки, на которых он может не просто передвигаться, но и танцевать. «Кто это, мама, смотри!» — раздаются детские голоса. «Это девочка, она залезла в шарик», — догадывается какой-то ребенок.

Чего только не увидишь на этой чудесной ширме за полчаса! Вот из разбросанных на сцене плюшевых геометрических игрушек возникают улыбка, глазки, ручки, ножки — перед нами человечек. Появляются здесь и человечки, танцующие на сцене, — с зеленой пирамидой на голове или с синим кубом. Вся эта геометрия весело танцует (хореография, конечно, наивная, адаптированная для детского восприятия? — пятка, носик, топ-топ-топ), но в результате за 25 минут спектакля (время тоже специально рассчитано, чтоб крошки-зрители не слишком устали) из всех этих линий, треугольников, квадратов, пирамид, пересеченных линий на ширме выстраивается настоящая картина Кандинского!

А после представления начинается интерактивный мастер-класс «Кандинский от А до Я». Малыши уже сами крепят квадратики, кружочки и шарики на волшебном планшете-ширме. Обращаюсь к хореографу Ане Хольмструп Кок:

— Что было для вас толчком к созданию этого балета? — спрашиваю хореографа.

— Это было коллективное решение, потому что у одного из моих коллег есть работы Кандинского. И подумали, а почему бы не оживить эту картину? Кандинский ведь в Дании чрезвычайно популярный художник. У него получается как бы картина в картине, изображены разные геометрические фигуры, и с этим интересно работать. Мы чувствуем, что детям близки его картины: там можно увидеть разные формы и невероятные краски, им легче, чем взрослым, в это включиться. Да и нам создавать хореографический рисунок, отталкиваясь от Кандинского, проще, потому что там есть уже четкий рисунок, линии.

— Вы занимаетесь только детской хореографией? Ставите для детей именно этого возраста?

— Нет, у нас разная аудитория. За десять лет работы хореографа был опыт создания разных спектаклей для всяких возрастных групп. У меня есть и настоящие взрослые спектакли, где было занято от одного до пятидесяти танцовщиков. Мне интересно ставить для разных людей, а не только для маленьких.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру