В зале подростки 13-15 лет. Чтобы заинтересовать таких балетом, нужно что-нибудь погорячее. Но для Uppercut Dance Theatre – это самая что ни на есть родная и привычная аудитория. На сцене артистический директор компании Лиза Силой со своим «философским» напутствием: «Осмелится значит потерять почву из под ног на одну секунду, не осмелится – значит потерять самого себя» - говорит она… Эта цитата известнейшего датского философа Кьеркегора не только стала своеобразным эпиграфом спектакля «One», но и объяснила все происходящее…
На сцене 5 человек – 4 парня и одна девушка со смешным растрепанным и торчащем во все стороны моднющим хвостиком-пучком на изящной светлой головке. Это хореограф Стефани Томасен и её партнеры по спектаклю. Все они в черных костюмах, белых рубашках и белых кроссовках, и все бегут как будто на зрителя. Ударяются на бегу со всей силы о невидимую как щит преграду. Их отбрасывает назад, они встают и опять с разбегу ударяются о тоже незримое препятствие, ту самую «четвертую стену», которая отделяет и соединяет зрителя с артистами. Позади них «щит» уже настоящий, вполне материальный – белая квадратная плоскость, которая в процессе спектакля будет всячески разворачиваться и поворачиваться, и окажется кубом, металлические грани которого станут для артистов своеобразными спортивными снарядами – на них они будут делать захватывающие дух кульбиты и сальто-мортале… Это единственное декорационное оформление сцены очень важно для танца - именно на контакте с ним зачастую строится в спектакле «One» хореография. А стиль танца соединяет в себе элементы модерна и стрит-данса, уличного танца, который у нас ещё любят называть брейком. Однако это не непричесанные уличные танцы или баттлы с традиционным хип-хоповским арсеналом трюков - все показанное здесь соединяется в целостный спектакль. Уровень владения этой техникой у артистов феноменальный – ну а нижний брейк они исполняют просто виртуозно, опираясь руками о сцену крутят ногами, как пропеллерами вертолета, который вот-вот взлетит над зрительным залом. Причем не смотря на то, что этот спектакль бессюжетный и каждый зритель волен объяснить его себе сам, так как придет ему в голову, все эпизоды его, а точнее танцевальные этюды, накрепко сцеплены в драматургическую конструкцию. А самое привлекательное, что хореограф не сюсюкает с подростковой аудиторией, не подделывается под их вкусы, а говорит с ними на языке современного танца, ставит свою хореографию динамично, ярко и образно. Музыка то напоминающая андеграунд, с шипением и треском, то лирическая. Таковы же и хореографические эпизоды, которые становятся эмоциональным центром спектакля: то жесткие, напоминающие уличные бои, мальчишеские потасовки, то проникнутые нежностью дуэты. Девушка в окружении четверки ребят то как заправский лидер лихо расшвыривает своих партнеров по сцене, то ластица к ним, а то стряхивает со своих волос какой-то порошок, создавая на сцене дымовую завесу. Заканчивается спектакль также жестко как и начинался. Та же пятерка с разбегу бьется о невидимую «четвертую» стену, и слышится звук похожий на выстрел.
«Напишу, что это о борьбе с наркотиками, я так понял это» - говорит сидящий передо мной 14-летний парень своему соседу. Его видимо натолкнул на такую ассоциацию порошок как облако застилающий сцену в конце спектакля. Ребятам, задали написать сочинение, и они стараются по-своему интерпретировать уведенное.
-Интересное видение, - говорит мне хореограф Стефании Томасен, когда я ей пересказываю эту сцену, - Я допускаю и такое толкование. Но для меня смысл того момента, который проскакивает в спектакле в том, что герой борется с какой-то привычкой. Это, конечно не обязательно должны быть наркотики, это более обобщенный момент.
- В чем конкретный посыл спектакля, о чем он?
- Для меня смысл спектакля в существовании человека, в его жизни, в его эмоциях, в человеческой натуре, что лежит в основе всего. То как люди себя ведут и чувствуют в настоящее время, в начале этого века. Но все это с точки зрения философии Кьеркегора, разумеется. Все основные эмоции, которые человек испытывает живя в Китае, России или Дании, где угодно, они ведь одни и те же. Каждая сцена в моей хореографии может иметь несколько интерпретаций. У меня есть своя авторская интерпретация, но я хочу, чтобы каждый зритель придумал свою интерпретацию каждого кусочка.
- А какова ваша интерпретация? Например, того момента, когда вы словно лидируете в мужской компании и отталкиваете своих партнеров, раскидываете их по сцене?
- Да, в тот момент я чувствую себя лидером. Меня особенно привлекает в этом характере его разноплановость. В один момент зритель видит меня довольно сильной и властной женщиной, а в другой момент я уже нежная, чувствительная, слабая девушка, которой самой нужна поддержка.
- Вы работаете с детьми. Учитываете ли Вы это, когда создаете свои работы, подстраиваетесь ли вы под восприятие аудитории, для которой предназначены ваши спектакли? Или ставите так, как считаете нужным, чтобы выразить свое мировосприятие, то есть так, как ставит любой профессиональный хореограф не связанный с детской аудиторией?
- Вообще я работаю, конечно, как хочу, как вижу, как чувствую, но в Дании этот спектакль предназначен для детей от 14 и старше. И когда тебе. 14 лет в Дании ты уже можешь видеть это не как борьбу с наркотиками, а как раз, как борьбу с привычкой. То есть немного другое представление у детей в 14 лет.
- Они что, в 14 лет у вас Кьеркегора читают?
- Да, проходят в государственных школах. В Дании очень важно, чтобы спектакли, и вообще все постановки заставляли думать и интерпретировать так, как ты это хочешь. И я выросла на этом, поэтому сама так к этому отношусь.
- В вашем спектакле использована декорация в виде куба, как вы её придумали?
- Изначальная идея была совершенно другая. Это коробка должна была бы быть больших размеров и с ней можно было бы делать все что угодно. Вытаскивать из неё ящики, пролезать под ней, лазить по ней. Но – деньги. Пришлось сократить бюджет, мы поменяли немного идею и работаем теперь с такой декорацией
- Вы совсем молодой хореограф, много уже успели поставить?
- Этому спектаклю 2,5 года, он был у меня одним из первых. С того времени я поставила уже шесть спектаклей, но именно этот гастролирует дольше всех.
- Интересно, каковы ваши хореографические предпочтения?
- Самый лучший для меня хореограф на данный момент – это Акрам Хан, я знала, что он сейчас тоже в Москве, и мы уже с ним виделись.