Причина отказа подробно изложена в письме. «Хочу вас уведомить, — пишет Кончаловский, — что я отзываю фильм от рассмотрения комитетом и прошу его не обсуждать. Причин для этого две — личная и общественная. В последние годы я достаточно резко критиковал голливудизацию российского рынка и пагубное влияние коммерческого американского кино на формирование вкусов и пристрастий наших зрителей. В связи с этим бороться за обладание премией Голливуда мне кажется просто нелепым.
С другой стороны, сама премия «Оскар» сегодня чрезвычайно переоценена определенной частью кинематографистов, она создает иллюзию мирового признания и является как бы свидетельством бесспорных качеств кинопроизведения, что, естественно, не факт. Сама формулировка категории «лучший фильм на иностранном языке» должна вызывать смех у кинохудожников мира, по существу, является сегрегацией мирового кинематографа от англофонного мира (США, Англия, Австралия и Новая Зеландия), что, по-моему, является отжившей свой век идеей Запада о своем культурном доминировании. В современном мире развитие мировой кинематографической культуры давно уже определяется не массовым успехом американского или псевдоамериканского кино, а художниками из Азии, Латинской Америки, Дальнего Востока, России в том числе. Я не могу даже исключить создание в будущем мировой кинопремии, где в отдельную категорию будет выделен «фильм на английском языке».
Мы обратились за комментариями к культурологу и киноведу Кириллу Разлогову, который в течение долгих лет был членом оскаровского комитета, до тех самых пор, когда Никита Михалков не реформировал этот орган, в состав которого теперь входят исключительно продюсеры и режиссеры. А все из-за того, что Владимир Меньшов не стал подписывать протокол о выдвижении его картины «Утомленные солнцем-2: Цитадель» на «Оскар».
— Картина Андрея Кончаловского и не может участвовать в оскаровской гонке, поскольку не имеет проката и не была в срок выпущена. Как, впрочем, не имеет права участвовать в этом состязании и «Левиафан» Андрея Звягинцева. Он тоже не был выпущен в прокат в России. Но «Левиафан» все же будет участвовать, поскольку получил прокатное удостоверение. Наши кинематографисты все время мухлюют. Они ждут, когда им скажут, что их выдвинули на «Оскар» от России, а только потом начинают срочно устраивают прокат где-нибудь в Набережных Челнах. Едут в провинцию, оформляют там необходимые документы на предмет того, что картина в течение семи дней была в прокате. Для американского оскаровского комитета требуется свидетельство о семидневном прокате. Если же ту или иную картину не выдвинут от России, то ее производители и заморачиваться не будут по поводу краткосрочного проката. Скажем, в США фильмы выпускаются в декабре, чтобы иметь право участия в оскаровской гонке. То есть создаются некие особые условия, чтобы на картину обратили внимание».
Так что письмо Кончаловского выглядит прежде всего как попытка сохранить лицо и не участвовать лишний раз в подковерной борьбе. А заодно и избежать малейшего риска пересекаться с «оскароносным» братом — чисто теоретически Михалков вполне может в этом году продвинуть свой новый фильм «Солнечный удар» на соискание заветной статуэтки.