Хочет ли Россия «Оскар»?

«МК» попытался определить главного претендента на номинацию в этом году

«Оскар» в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» — одна из самых противоречивых наград и во всем мире вызывает скорее факультативный интерес. С одной стороны — она сильно проигрывает в престиже остальным статуэткам, раздаваемым Американской киноакадемией. На каждом континенте есть свои фестивали и премии, которые куда точнее отражают состояние кино в данный момент. С другой стороны — попадаются и здесь бесспорные решения, вроде хрестоматийной победы фильма Сергея Бондарчука «Война и мир» в 1969 году. Да и потом — кто откажется повторить судьбу Ингмара Бергмана, выигрывавшего в этой номинации трижды?

До голосования Российского оскаровского комитета осталось меньше недели, а значит, скоро мы узнаем имя очередного номинанта от страны на соискание самой громкой премии мира. «МК» анализирует прошлые победы нашего кино, а также называет самого вероятного кандидата с точки зрения здравого смысла — «Левиафан» Андрея Звягинцева.

«МК» попытался определить главного претендента на номинацию в этом году
«Левиафан».

Особый путь российского кино

Если посмотреть на список фильмов, получавших «Оскар» за лучший фильм на иностранном языке в последние пятнадцать лет, среди них почти не найдется картин, не засвеченных перед этим на крупнейших кинофестивалях. Исключением является мегахит Энга Ли «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», который благодаря участию США в производстве был включен — и победил — сразу в нескольких номинациях. В остальных случаях, прежде чем завоевать «Оскар», фильмы, как правило, получали награды Канн, Венеции, Берлина, Карловых Вар, Венеции, Роттердама, Рима, Монреаля… Более того, такая практика существовала всегда. Взять хотя бы советские и российские фильмы, когда-либо попадавшие в шорт-лист. Из четырнадцати картин пять до этого были показаны в Венеции, две — на ММКФ, две — в Карловых Варах, две — в Берлине, одна — в Сан-Себастьяне. И только Сергей Бондарчук добился победы без посторонней помощи.

Именно на крупнейших кинофестивалях начинается международная жизнь фильма. В первую очередь — встреча с дистрибьюторами, которые имеют колоссальное влияние на итоговый расклад решений Американской киноакадемии. Так, в 2008 году «Фальшивомонетчики» Штефана Рузовицки обошли сразу трех претендентов, имевших отношение к России: «12» Никиты Михалкова, «Монгол» Сергея Бодрова-старшего, выдвинутый от Казахстана, и «Катынь» Анджея Вайды, посвященный трагическим событиями 1939 года. Одной из причин успеха стало то, что американским прокатом «Фальшивомонетчиков» занималась компания Sony Classics, на чьем счету более тридцати побед в различных номинациях «Оскара» и двенадцать — конкретно в категории «Лучший фильм на иностранном языке» — начиная от таких скромных фильмов, как «Месть» датчанки Сюзанны Биер или «Тайна в их глазах» аргентинца Хуана Хосе Кампанелья, и заканчивая действительно крупными фестивальными хитами: от обладателя Гран-при жюри Канн «Утомленные солнцем» до победителя Берлинале «Развод Надера и Симин» Асгара Фархади и триумфатора Канн-2012 — фильма «Любовь» Михаэля Ханеке.

Но то другие. Мы же, как водится, выбрали особый путь. В СССР смотрели на заморскую премию с полунедоверием-полупрезрением. Так что все победы советского кино (кроме «Войны и мира» это «Дерсу Узала» Акиры Куросавы и «Москва слезам не верит» Владимира Меньшова) состоялись скорее вопреки, чем благодаря. Но для современной России «Оскар» — один из самых больных вопросов. Нас затянувшееся молчание Голливуда жжет и раздражает. Оно неудивительно: первый и последний раз Россия побеждала в этой номинации двадцать лет назад — с «Утомленными солнцем» Никиты Михалкова. А хотя бы попадала в шорт-лист — почти семь лет назад, с фильмом «12» все того же Михалкова.

Конечно, каждый кинематографист, получая очередную «Нику» или «Золотого орла», пять раз скажет со сцены, что ему не нужны никакие «Оскары». Но подходит очередной срок голосования Российского оскаровского комитета — и из стана кинематографистов доносятся бряцание оружием и прочие отзвуки мелких склок. Так государственные амбиции — поскорее вернуть себе знамя великого советского кино — встречаются с личными. Каждый сам за себя — и все против всех. В результате без внимания Российского оскаровского комитета в разные годы оставались такие заметные фильмы, как «Овсянки» Алексея Федорченко (приз в Венеции), «Фауст» Александра Сокурова («Золотой лев» Венеции), «Елена» Андрея Звягинцева (спецприз «Особого взгляда в Каннах).

Четверка претендентов

В 2011 году конфликт вышел далеко за пределы киносообщества. И даже далеко за пределы России. Тогда все газеты — от Америки до Австралии — в красках описывали демарш Владимира Меньшова, отказавшегося подписывать итоговый протокол из-за личных претензий к фильму «Цитадель» (да, опять Никиты Михалкова). В качестве контраргументов Меньшов называл низкие кинотеатральные сборы продолжения «Утомленных солнцем» и резко отрицательную критику в прессе. Впрочем, все это не помешало «Цитадели» отправиться на «Оскар» и предсказуемо пролететь мимо шорт-листа.

Пройдет год, и Владимир Меньшов — уже в составе реформированного комитета, в который теперь входят только продюсеры и режиссеры, получавшие призы крупнейших международных фестивалей и премий, — объявит нового кандидата: «Белый тигр» Карена Шахназарова. То есть еще один военный фильм, не нашедший большой любви ни зрителей, ни критиков. Впрочем, ни первое, ни второе не является главным оружием в борьбе за «Оскара», как показал пример «Сталинграда», номинированного годом позже. Несмотря на рекордные сборы у себя на родине, военной драме Федора Бондарчука также не удалось преодолеть предварительный отбор.

Из номинантов тех стран, что уже озвучили свои решения, самые реальные претенденты — из числа фильмов, так или иначе представленных до этого в основной программе Каннского кинофестиваля. Швеция делегировала «Туриста» Роберта Ослунда (призер программы «Особый взгляд»), Венгрия — «Белого бога» Корнеля Мундруцо (победитель «Особого взгляда»), Бельгия — «Два дня, одну ночь» братьев Дарденн (главный конкурс), Франция — «Сен-Лорана» Бертрана Бонелло (главный конкурс, специальное упоминание), Канада — «Мамочку» Ксавье Долана (главный конкурс, спецприз жюри), Турция — «Зимнюю спячку» Нури Бильге Джейлана («Золотая пальмовая ветвь»).

Пока только братская Украина решила последовать примеру России и устроить внутри национального оскаровского комитета скандал не менее мощный, чем тот, что спровоцировал Владимир Меньшов в 2011-м. Украина проигнорировала достижения фильма «Племя» Мирослава Слабошпицкого — победителя Канн в секции «Неделя критики» и одного из самых резонансных авторских фильмов года, купленного в прокат в 25 стран. Вместо него за «Оскар» от Украины будет бороться масштабная историческая драма Олеся Санина «Поводырь», чьи шансы на победу объективно на несколько порядков меньше.

Ну а Российский оскаровский комитет вынесет свое решение одним из последних. Если следовать логике распределениях оскаровских наград, искать идеального кандидата нужно среди четырех фильмов. «Еще один год» Оксаны Бычковой (приз Big Screen Award в Роттердаме), «Левиафан» Андрея Звягинцева (приз за лучший сценарий Каннского кинофестиваля), «Класс коррекции» Ивана И. Твердовского (приз Карловых Вар) и «Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына» Андрея Кончаловского (приз за режиссуру Венецианского кинофестиваля). Это те картины, у которых есть хотя бы теоретические шансы на победу. А в случае с «Левиафаном» — более чем практические.

Помимо награды в Каннах он заслужил впечатляющую реакцию зарубежной критики, приглашение на десятки фестивалей, дистрибуцию более чем в пятидесяти странах (например, во Франции прокат фильма стартует почти на месяц раньше российского), включая поддержку все того же Sony Classics в Америке. Наконец, он уже сегодня вошел в лонг-лист Европейской киноакадемии. Исходя из самой простой арифметики, в 2014 году — это самый успешный российский фильм. Более того, настолько мощного кандидата у нас не было давным-давно.

Тем не менее «Левиафану» до сих пор отчаянно не везло на родине. Сначала он попал под критику министра культуры, публично отметившего, что фильм ему «не понравился». Потом — под действие закона о запрете мата, в результате которого фильм в оригинальной версии будет показан во всем мире, кроме России. И все же, несмотря на вынужденный скандальный фон и острое содержание картины, выдвижение «Левиафана» — не фрондерство и не происки оппозиции (если можно говорить в таких категориях о произведении искусства), а акт здравого смысла. Выбор в пользу него еще не сделает нас автоматическим обладателем премии. Но как минимум ответит на вопрос: хочет Россия наконец получить «Оскар» или нет?

Советские и российские фильмы, попадавшие в шорт-лист премии «Оскар»

1969. «Война и мир», режиссер Сергей Бондарчук

1970. «Братья Карамазовы», режиссер Иван Пырьев, Кирилл Лавров, Михаил Ульянов

1972. «Чайковский», режиссер Игорь Таланкин

1973. «...А зори здесь тихие», режиссер Станислав Ростоцкий

1976. «Дерсу Узала», режиссер Акира Куросава

1979. «Белый Бим, Черное Ухо», режиссер Станислав Ростоцкий

1981. «Москва слезам не верит», режиссер Владимир Меньшов

1983. «Частная жизнь», режиссер Юлий Райзман

1985. «Военно-полевой роман», режиссер Петр Тодоровский

1993. «Урга — территория любви», режиссер Никита Михалков

1995. «Утомленные солнцем», режиссер Никита Михалков

1997. «Кавказский пленник», режиссер Сергей Бодров-ст.

1998. «Вор», режиссер Павел Чухрай

2008. «12», режиссер Никита Михалков

Победители в номинации «Лучший фильм на иностранном языке» за последние 15 лет

2001. «Крадущийся тигр, затаившийся дракон», режиссер Энг Ли, Тайвань

2002. «Ничья земля», режиссер, Данис Танович, Босния и Герцеговина

2003. «Нигде в Африке», режиссер Каролина Линк, Германия

2004. «Нашествие варваров», режиссер Дени Аркан, Канада

2005. «Море внутри», режиссер Алехандро Аменабар, Испания

2006. «Цоци», режиссер Гэвин Худ, ЮАР

2007. «Жизнь других», режиссер Флориан Хенкель фон Доннерсмарк, Германия

2008. «Фальшивомонетчики», режиссер Штефан Рузовицки, Австрия

2009. «Ушедшие», режиссер Ёдзиро Такита, Монреаль

2010. «Тайна в его глазах», режиссер Хуан Хосе Кампанелья, Аргентина

2011. «Месть», режиссер Сюзанна Биер, Дания

2012. «Развод Надера и Симин», режиссер Асгар Фархади, Иран

2013. «Любовь», режиссер Михаэль Ханеке, Австрия

2014. «Великая красота», режиссер Паоло Соррентино, Италия

2015. — ?

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру