— Для вас стало неожиданностью приглашение на «Золушку» в качестве режиссера?
— Конечно. Ведь поначалу я был просто хореографом спектакля; не думал, что предложат другие опции. Но работаю с большой радостью (даже самому страшно!), хотя с июня репетируем в экстремальном режиме, без отпусков... Главное, что у меня со сценографом Вадимом Волей, художником по костюмам Ольгой-Марией Тумаковой, а также с нашими композиторами с самого начала сложилось единое видение, вот это нас до сих пор и тащит.
— Но ведь прежним режиссером был уже задан какой-то рисунок постановки...
— Договоренность была такая, что если Я берусь за эту работу, то мы забываем ВСЁ, что до этого было (включая пьесу Быкова, прежнюю сценографию, прежние костюмы). Всё, кроме музыки. Музыку уже не переписать, она разучена артистами, а кроме того, в ней есть какая-то своя самодостаточная радость — причем радость в том, что здесь как раз нарушаются «мюзикальные» каноны. Но мне без разницы, как наша «Золушка» будет называться — мюзиклом или музыкальным спектаклем. Моя задача — поделиться своей невероятной радостью, которую я испытываю от подобного жанра, материала, необычного характера, яркого кастинга, если угодно...
— Во-первых, давайте уточним название. Теперь на афише — «Всё о Золушке»...
— Это компромиссное название, всех устроившее, когда, с одной стороны, «Золушка», а с другой — и не «Золушка»...
— То есть мы сюжетно отталкиваемся от сказки, но спектакль не про это?
— Нет-нет, у нас именно романтическая сказка, стоит индекс «6+», никаких «16+», как прежде...
— Ну да, я помню, в старой версии был бал на Рублевке, домогательства принца...
— Нет, ничего от прежних наработок не осталось.
— В аннотации указано так: «композитор Раймонд Паулс, переложение музыки для театра — группа СЛОТ». Что это значит?
— Суть в том, что музыка была написана «под другое» и «для другого», а когда мы от прежней дороги отказались, музыка потребовала мощной коррекции и переложения. Что и сделали двое музыкантов из группы СЛОТ Даша Ставрович и Сережа Боголюбский, более того — ими написаны с нуля некоторые песни. Хоть они и играют в группе свою рок-музыку, ребята на удивление тонко чувствуют театральные ткани. И зачастую я соглашаюсь с их профессиональными доводами — где лучше, где хуже, барабанная дробь, соло трубы...
— Но что-то от Паулса осталось?
— Остались мелодии. Мы ездили к нему в Ригу, показали всю переработанную музыку, он отнесся с пониманием, не расстроился, это точно. Аранжировку одобрил. Кстати, спектакль, разумеется, играется с живым оркестром, дирижер — Сергей Иньков.
— Теперь вопрос про либретто: автором идеи пьесы значится Дмитрий Быков, но автором либретто и текстов песен Сергей Плотов...
— Да, изначально была пьеса Быкова. Но затем все предлагаемые обстоятельства мы поменяли. От пьесы остались какие-то условные построения...
— Стихов Быкова тоже не осталось?
— Может быть, одна песня останется. Вы поймите, мы же не уродовали текст, не коверкали его, мы честно написали другой — поэтому что тут обижаться? Поменяли сюжет, героев, поменяли все по сравнению с быковской пьесой.
— Я понимаю, что до премьеры вы обязаны молчать, но в двух словах проясните, в чем отличие вашей концепции от прежней?
— Быковский текст был достаточно цельный, повествование — забавное и смешное, но мне хотелось делать другую историю — цель моя ставить сказку, а не использовать сюжет как повод для разговора о каких-то актуальных современных веяниях... Да и у меня сейчас как такового волшебства немного, сказка — в красивых внутренних отношениях.
— Еще раз давайте четко обозначим: новая «Золушка» теперь для семейного просмотра?
— Очень надеюсь, что получится спектакль, который чем-то одним интересен детям (выпуклыми, острыми персонажами, яркими декорациями), чем-то другим — молодежи (ведь он про любовь, веру и преданность), и чем-то третьим (например, юмором) — взрослым людям вроде меня.
— Среди действующих лиц я не обнаружил Принца...
— А у нас Принц указан в программке как Дровосек. Вообще спектакль очень гротесковый, здесь мы уходим от образности простых людей... С огромным удовольствием репетирую. Но бывает так, что работаешь с интересом, а потом все в корзину... Посмотрим. Надеюсь, здесь такого не получится. Вас ждет очень неожиданный спектакль.