Я вот имею возможность читать то, что было недоступно Габриэлю Гарсиа Маркесу. Когда он приехал в Советский Союз, то не смог найти ни одного рекламного щита вдоль дороги. И, соответственно, ни слова о кока-коле. Это его так поразило, что добытую сенсационную информацию он посчитал достойным вынести в заголовок своего репортажа.
Сейчас все у нас есть: и кока-кола, и реклама, и щиты. И надписи на них очень содержательные. Прочитаешь одну фразу, а за ней — целый пласт народной жизни.
Не так давно читаю на обочине: «Если человека нельзя вылечить, то это не значит, что его нельзя помучить».
Думаю, наверное, опечатка. Присмотрелся, когда не на большой скорости ехал, и действительно: «Если человека нельзя вылечить, то это не значит, что ему нельзя помочь».
Хотя, с другой стороны, как человеку поможешь, когда его уже нельзя вылечить?
Но чем черт не шутит: медицина у нас такая адресная, что не то что до любого пациента дойдет — до каждой его клеточки доберется. Это я могу судить хотя бы по телевизионной рекламе лекарств. С самими врачами вживую стараюсь не общаться. Хотя бы потому, что первый вариант рекламного плаката на дороге, который мне привиделся, полагаю более соответствующим действительности, чем второй.
Телерекламу, откровенно говоря, я бы тоже не смотрел, но не успеваю переключать каналы, когда передача прерывается. Только герои на экране соберутся поцеловаться, а тут им трах-бах — расстройство желудка!
Да и переключать бесполезно, везде одно и то же: не бромгексин, так фосфалюгель; не циклоферон, так но-шпа. Такое чувство, что телевизор смотрят одни язвенники, гриппозники и поносники. Ну, безусловно, еще те, кто страдает запорами.
Ясно как божий день, что реклама препаратов в телевизоре предназначена не абы кому, а целевой аудитории. Этих людей вылечить уже нельзя, им можно только помочь. Первым делом — опустошить кошелек.
Лично бы я в самих успешных рекламных роликах даже предложил петь не «принимайте так-так-так» (название лекарства), а «покупайте так-так-так» (название лекарства). Принимать, в общем, не обязательно, главное — купить.
Авторы фармацевтической рекламы, видимо, прекрасно знают, что их потенциальные клиенты больны вдвойне, потому что все они страдают самым распространенным заболеванием на свете — желанием немного подлечиться.
Раньше хоть Кашпировский был, другие психотерапевты — все куда-то подевались. Теперь вместо Кашпировского — одни препараты. Это как с таблетками, дарующими бессмертие: на людях все будут смеяться, как над розыгрышем, а когда никого рядом не будет, одну таблеточку-то стащат и обязательно попробуют — а вдруг действительно что-нибудь из этого получится? Не бессмертия, так хотя бы лишних годков пять-шесть протянуть удастся.
Хорошо хоть я телевизионной рекламе не подвержен. И с желудком вроде все нормально. И с печенью, и со сном. Вот только откуда в ящике стола столько всяких лекарств? Главное — практически все просроченные. Выбрасывать их пора и покупать новые. И даже не вспомнишь, откуда они взялись, для чего были нужны и от чего, собственно говоря, они помогают.
Как там говорится: вылечить нельзя, а помочь можно?..
Семен Семеныч
С выходом
Мир из-под обложки
За творческой деятельностью Ивана Иванюка я с повышенным вниманием слежу уже много лет. И не было случая разочарования. Что бы ни выходило из-под его пера — будь то профессиональная публицистика, фельетоны, проза, стихи или афоризмы. Несмотря на такую завидную авторскую многогранность, он достиг определенных успехов в каждом жанре. И заслуживает отдельного разговора и как прозаик, и как поэт. Или публицист. Но в данном случае я хочу остановиться на афоризмах. Благо есть заметный повод для этого: только что вышла его новая книга афоризмов «Накоротке».
Книга хоть и толстая (почти четыреста страниц), особенно для такого лаконичного жанра, но в ней нет и намека на однообразие — читать ее легко и увлекательно. После прочтения остается ощущение некоего интеллектуального обогащения, как после общения с остроумным и глубоким собеседником. И вот что еще мне показалось важным: ловишь себя на мысли, что начинаешь смотреть на окружающий нас мир глазами автора. И он, мир, становится от этого еще разнообразней, парадоксальней и ярче.
Рекомендую всем прочитать и убедиться в этом самим. А чтобы не быть голословным, я выбрал на свой вкус несколько мыслей из этой книги.
Геннадий Попов
■ Не успеешь оглянуться, как корабль дураков становится кораблем истории.
■ Люди часто приходят на помощь друг другу со всей своей беспомощностью.
■ Уходя от себя, можно многих повести за собой.
■ Жадность — качество, которое всегда переходит в количество.
■ Эротика — возвышенное выражение низменных чувств.
■ Среди пытливых не так уж много понимающих.
■ Нетерпеливые пополняют ряды потерпевших.
Ведущий — Джангули Гвилава, E-mail: satira@mk.ru