Полная версия альбома Songs Of Innocence будет доступна 14 октября, а сейчас на музыкальных сервисах Apple доступен своего рода скелет новой пластинки без раритетных бонусов, ремиксов и прочих знаков внимания для тех, кому это по душе. Songs Of Innocence уже можно назвать сенсацией, хотя бы потому, что 11 новых песен U2 без лишних расспросов подарили примерно полумиллиарду пользователей. Никаких закрытых рассылок, проектов вроде «заплати сколько хочешь» и прочих попыток помирить желание артистов заработать с нежеланием публики платить за музыку. Возьмите даром и наслаждайтесь. Однако подобная щедрость не исключает желания посмотреть в зубы дареному коню.
Для начала мантры, которые распевают все, кто считает себя музэкспертом. U2 при помощи великого продюсера Брайана Ино придумали в 80-х новую модель стадионного рока и сами же ее опошлили; их рок-миссионерство похоже на коммерческое надувательство; в новом веке они, может, и написали несколько приличных песен, но все три альбома были совершенно проходными. Все верно. Как и то, что новые записи и турне этой группы продолжают вдохновлять на разговоры о живом о мертвом роке.
Сами участники U2 называют альбом Songs Of Innocence очень личной пластинкой, подтверждением чего служит весьма трогательное эссе, в котором Боно вспоминает времена своей музыкальной невинности. «Я пел, как девочка, и чувствовал себя очень неуверенно до тех пор, пока не узнал Ramones», — пишет музыкант и предлагает другие весьма интересные эпизоды своего погружения в рок-андеграунд. Чуть ли не в каждой новой песне U2 можно найти посвящение артистам, что буквально перевернули музыкальный мир в конце 70-х и начале 80-х (Дэвид, Боуи, Joy Division, The Clash и уже названные Ramones), а также Дублину времен молодости музыкантов и даже матери Боно, которая умерла, когда будущей рок-звезде было 14 лет. Кресло продюсера этой пластинки, где по всем старым панк-заповедям не должно быть никакой фигни, оккупировал Брайан Бертон, больше известный как Danger Mouse — весьма умелый господин, который работал над звуком Gorillaz, The Black Keys, Gnarls Barkley и других. Но в результате получился альбом U2, где есть фирменные гитарные рифы Эджа, знаменитая своим несовершенством ритм секция Ларри Маллена и Адама Клейтона, вокал Боно, которому подражает уже не первое поколение рок-фронтменов, шумные рок-боевики, сентиментальные баллады, заигрывания с блюзом, политика, неуверенность, страх, любовь и большая фига в кармане, которая, кажется, и позволяет U2 держаться на плаву.
Насколько эта пластинка вторична? От первой до последней песни. Насколько она современна? От первой до последней песни. Эта музыка сделана с горячим сердцем, но совершенно холодной головой. И если раньше альбомы U2 можно было слушать в полном одиночестве и чувствовать, что ты не один, то сейчас это рок, звучащий из модного гаджета во время просмотра социальных сетей и прогулки по торговому центру.
Насколько это скучно? Совершенно не скучно. Здесь нет восьмиминутных проповедей, на которые Боно и его соратники были так горазды в последнее время. Но есть кричалки, которые взорвут стадионы, и по крайне мере одна баллада с намеком на то, что люди, написавшие One, все еще живы как авторы. А еще у этой пластинки есть та самая аура U2, до сих пор не отпускающая преданных поклонников. Ощущение, будто либерализм — это выбор хороших людей. Уверенность в том, что все хорошие люди должны держаться вместе, что у нас все получится, что войны уйдут в прошлое, голодные получат еду, а больные лекарства. И надежда на то, что даже не работающая пока формула правильной жизни все же верна.