Триер проигнорировал Венецию

Автора «Нимфоманки» ждали до последнего, но он ограничился разговорами по телефону

На 71-й Венецианский кинофестиваль датский режиссер Ларс фон Триер так и не приехал. Хотя в листе ожидания, ежедневно предоставляемом журналистам, его визит значился еще дня три назад.

Автора «Нимфоманки» ждали до последнего, но он ограничился разговорами по телефону
Ларс фон Триер

тестовый баннер под заглавное изображение

Звезда его депрессивной трилогии - «Антихрист», «Меланхолия». «Нимфоманка» - Шарлотта Генсбур - за это время успела представить другую картину «Три сердца», но в пресс-конференции по второй части «Нимфоманки» в ее авторской версии, запрещенной к прокату, не участвовала. За все пришлось отвечать Стеллану Скарсгарду. Предсказал ему Триер участие в порнофильме и необходимость быть готовым ко всему - так и случилось.

В феврале на Берлинале Ларс фон Триер, вопреки прогнозам приехал. Правда, уклонился от участия в пресс-конференции по первой части своего скандального фильма. Зато круто поучаствовал в фотоколе, явившись в футболке с надписью «Персона нон-грата. Каннский кинофестиваль». Оттуда его, как известно, выдворили в 2011 году за неосторожные высказывания, обвинив в сочувствии Гитлеру. В Берлине он выходил на сцену со своими актерами Стелланом Скарсгардом, Умой Турман, моделью и актрисой Стэйси Мартин и Шайа ЛаБафом. В Венецию передумал ехать в последний момент. Наверняка, пощекотал нервы дирекции фестиваля. Но у него всегда есть отговорка – боязнь летать на самолете. На венецианской пресс-конференции он появился на экране монитора трижды, когда его подключали по телефону, отвечал на вопросы журналистов и не удовлетворил практически ни один. Продюсеры рассказали, что Ларс приступает к работе над сериалом, и ничего подобного мы никогда не видели. Скасгард, как выяснилось, ничего о женской природе в процессе работы над «Нимфоманкой» так и не узнал, она по-прежнему остается для него загадкой.

В тот же день состоялся показ второй «Нимфоманки» для прессы, ставший официальной премьерой фестиваля. Неожиданно в зале появились Шарлотта Генсбур (многие решили, что она уже уехала), Скасгард и Ума Турман, не снимавшаяся во второй части и появившаяся там на мгновения, как напоминание событий первого фильма. Но Ума выдержала трехчасовой показ до конца, чего не скажешь про журналистов и представителях киноиндустрии, покидавших зал в течение всего сеанса. Теперь, когда мы посмотрели документальный фильм Ульриха Зайдля «В подвале», сравнений не избежать, причем не в пользу Триера. Реальные будни рядовых австрийцев оказались смешнее и страшнее серьезного донельзя повествования Триера. Хотя зал всякий раз смеялся над реакциями героя Скарсгарда, выслушивающего исповедь нимфоманки со стажем. У Зайдля изощренным телесным истязаниям и удовольствиям предаются реальные люди. Они заталкивают себя в клетку, подставляют уродливые тела под плетку и теннисную ракетку, приводят в рабочее состояние «интимные места» самым немыслимым образом. Так себя ведут, что Триеру и в голову не приходило, когда он высек Нимфоманку Генсбур. Картина в ее оригинальной версии растянулась оттого, что все запретное показано в деталях и до самого конца. Чуть больше порнографии, вплоть до детской, хотя девушку 16-ти лет, наверное, к малолеткам не причислишь. Тем не менее, некоторые сцены воспринимается именно как порно с участием малолетних. Шарлотта Генсбур вынуждена была делать нечто вроде самооборта своей героине. Орудовала спицами, и мы все эти зверства над телом наблюдали. Она – смелая, самоотверженная актриса. Не всякая бы решилась на подобные откровения. Но что-то ей мешает отвечать на вопросы журналистов. Ее героиня в итоге находит себе преемницу нового поколения, передаст эстафету. Та окажется хорошей ученицей и переплюнет свою учительницу на все сто. Триер показал, что человек – это не более, чем кусок дерьма. Кем бы он не казался, он - всего лишь раб плоти, и предать способен в любой момент.

Шарлотта Генсбур на звезной дорожке "Нимфоманки"-2. Фото предоставлено Венецианским кинофестивалем

Еще один неординарный ход со стороны фестиваля – показ мини-сериала «Олив Киттридж» Лизы Холоденко. Случалось ли такое, чтобы наряду с большим кино показывали презираемые многими сериалы. Но от них уже не отмахнуться, а Холоденко сняла суперпрофессиональный четырехсерийный фильм со звездами высшего класса, включая Питера Муллана и Фрэнсис Макдорманд. Ради этой прекрасной актрисы и жены Джоэла Коэн, наверное, и решились на показ неформатного кино сразу после награждения одной из фестивальных премий. Что же касается Лизы Холоденко, то родилась она в Лос-Анджелесе. Корни ее семьи уходят на Украину. Училась у Милоша Формана в Колумбийском университете, работает в основном на телевидении, сняла сериалы «Убойный отдел», «Клиент всегда мертв», «Секс в другом городе». Если уж говорить об украинском присутствии, то нельзя не отметить, что один из самых эффектных павильонов Биеннале, в рамках которой и проходит фестиваль, – именно украинский.

"Жнецы" в Украинском павильоне

Напоминает он блиндаж, снаружи которого укреплена карта Украины. Внутри - гигантское кольцо, где вместо камня – черный квадрат, напоминающий антрацит. Под влиянием Малевича, получившего в Киеве образование, что отдельно подчеркивается, и сложилась эта инсталляция. В ряд стоят фигуры в противогазах и разноцветных псевдомеховых костюмах – желтых, бордовых, черных. В руках у них – серпы. Просто жнецы в духе Малевича.

"Черный квадрат" в Украинском павильоне

Еще одна заметная премьера - «Голодные сердца» итальянца Саверио Костанцо в  главном конкурсе. Главную роль сыграла превосходная итальянская актриса Альба Рорвахер, а ее американского мужа – звезда «Звездных войн» Адам Драйвер. Вместе они составляют весьма странную пару, даже чисто физиономически. Расхожая история иностранки в Нью-Йорке получилась не банальной. Города, как такового здесь нет. Все происходит в пределах квартиры и сосредоточено вокруг малыша, которого мать лишает традиционного детского питания. Зато выращивает для него овощи на крыше дома, дает странное масло, в общем, формирует будущего вегетарианца. Она уверена, что растит необычного ребенка. Сама живет в замкнутом мире, и младенца ограничивает в контактах. Все это приводит к разладу в семье, медленному убийству любимого человека. Ничем хорошим это не закончится. Да и началась любовь странно – знакомством в общественном сортире. Благодаря Альбе Рорвахер история обрела нежность и трагизм, а премьера собрала беспрецедентное для Венеции количество людей. Для итальянцев Альба – почти икона. А ее сестра – режиссер Аличе Рорвахер - возглавила жюри, присуждающее «Золотого льва» за дебют, которого в свое время тут удостоился Андрей Звягинцев. В очередной раз наблюдая за звездной дорожкой, поражаешься насколько она лишена стиля. В одном из павильонов Биеннале, расположенном на набережной Неисцелимых, где любил гулять Бродский, показывают фестивальную хронику 30-х годов. Вот уж где был шик: дамы в изысканных туалетах и господа им под стать. А теперь сплошная ярмарка тщеславия на ровном месте, за редким исключением.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26614 от 3 сентября 2014

Заголовок в газете: Триер шокировал на расстоянии

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру