Александр Сокуров: «Совершенных фильмов я делать не умею и не способен»

Завершен кинофестиваль «Край света»

Основные показы международного кинофестиваля «Край света», как и церемония закрытия, проходят в одном из самых примечательных зданий Южно-Сахалинска, на столичный манер носящем название «Чехов-центр». Когда-то именно Чехов стал тем писателем, кто познакомил мир с уникальным островом Сахалин. Теперь в театре, носящем его имя, остров Сахалин знакомится с уникальным кино.

Завершен кинофестиваль «Край света»
Вадим Абдрашитов

тестовый баннер под заглавное изображение

Председатель жюри этого года, режиссер Вадим Абдрашитов отметил на острове 30-летие одного из самых знаковых своих фильмов — «Парад планет». Подобно этой фантасмагоричной притче, цепочка решений жюри основного конкурса хоть и выстраивалась в четкую линию, оставалась сколь понятной, столь и неоднозначной. Гран-при единодушно вручили индийской философской драме «Корабль Тесея» режиссера со знаковой для Индии фамилией Ганди. Фильм — три параллельные истории. В первой слепая фотограф решается на операцию по восстановлению зрения, в результате которой, прозрев физически, теряет свое чувственное видение. А ее фотографии — былую силу и оригинальность. Вторая история — долгий спор монаха и юриста. Один, опираясь на религиозные учения, выступает против мучений животных даже в интересах науки. Второй пытается переубедить его, напирая на логику и факты. Наконец, третья история — успешного брокера, который сперва пережил операцию по пересадке почки, спасшей ему жизнь, а потом вплотную столкнулся с подпольным миром незаконной торговли органами. В название фильма вынесен классический парадокс древних афинян, вопрошавших: когда Тесей, ремонтируя свой корабль, рано или поздно заменит в нем все доски до последней, будет ли это тот же самый корабль? Так и герои фильма, сталкиваясь с препятствиями, отказываясь от старых принципов в пользу новых, пытаются попутно остаться собой.

Завершен кинофестиваль «Край света»

Завершен кинофестиваль «Край света»

Смотрите фотогалерею по теме

Сахалин сам по себе — наглядное воплощение метафоры древних афинян. Постоянная экспозиция местного краеведческого музея — единственного японского здания, сохранившегося на острове после того, как он полностью перешел под контроль СССР, — зал за залом показывает, как постепенно обновлялся состав населения, пока не поменялся полностью и бесповоротно. Задуманный природой как остров уникальной флоры и фауны и населенный переселенцами, сегодня он — идеальное место встречи для кино России и Азии: от Индии до Кореи, от Японии до Таиланда, от Мьянмы до Грузии. Если и искать между ними что-то общее, то это принцип, формула, противоположная той, что вывел в свое время Джон Донн. Здесь каждый человек — остров. Будь это тайка-модель, расстроенная до невозможности вскочившим прыщом на кончике носа и запертая в квартире собственными демонами («От прыща к нирване»). Или юный послушник, после смерти настоятеля принимающий на управление крошечный монастырь в глубинке Мьянмы («Монах»). Или маленькая девочка, сжимающая руку любимого посреди казахской степи накануне первого испытания водородной бомбы («Испытание»). Каждый из них по отдельности — целый мир. Полностью сконцентрированный на себе, обращенный вглубь. Но это не значит, что острова эти необитаемые. Наоборот, они так и просятся, чтобы их нанесли на карту. Стоит подождать, когда успокоится вода, и присмотреться к горизонту. Тогда окажется, что островов этих хватит на целую гряду, длиннее и ценнее любых Курил.

Приз за режиссуру отошел мелодраме Левана Когуашвили «Слепые свидания». Главный герой, школьный учитель чуть за сорок, гонимый своим отцом, пытается найти себе жену. Чередуя свидания вслепую с ухаживанием за замужней женщиной. Этот старомодный, точный и очень герметичный, скрытый от посторонних глаз фильм — тише, но гораздо глубже и точнее истории еще одного пьющего учителя, так же выросшей из кинематографа 70-х, «Географ глобус пропил» Александра Велединского. «Слепые свидания» — это тот случай, когда режиссер не подражает кино прошлого, а логично его продолжает, оживляя. Будто оно не сгинуло безвозвратно, а всего лишь впало в спячку — и теперь проснулось.

Приз зрительских симпатий завоевала мелодрама Ани Меликян «Звезда» — самый эмоциональный и буйный фильм конкурса. Спецприз жюри — у «Класса коррекции» Ивана И. Твердовского, который благодаря хорошо продуманному сочетанию темы (дети с ограниченными возможностями) и формой (злая сказка с чудесным концом) не остается без наград на каждом фестивале, в котором участвует.

Это еще не все. Обсуждение кино после каждого показа — это одно. Хотя где еще увидишь, чтобы программный директор лично вставал на защиту фильма, а заодно и снявшейся в нем Ксении Раппопорт, перед лицом зрителя, как произошло с черной комедией Ильи Демичева «Зимы не будет». Но «Край света» — это еще и непрерывный диалог. Здесь на равных дают мастер-классы молодая сценаристка Любовь Мульменко, участвовавшая в работе сразу над тремя резонансными фильмами года («Комбинат «Надежда», «Еще один год», «Как меня зовут»). И Александр Сокуров, который привез с собой «Фауста» и «Русский ковчег» (при этом среди сахалинских зрителей оказалось достаточно тех, кто видел Эрмитаж в живую). А также сообщил зрителям, что «совершенных фильмов я делать не умею и не способен, их и не бывает по многим причинам». А также, что больше всех других качеств ценит в людях терпение. И что с оптимизмом смотрит в будущее: покуда у нас будут настоящие художники, «называющие все тонкие льды нашей жизни», кино ничего не грозит. И только если «всякая голытьба придет, то не будет кинематографа».

Зная хотя бы приблизительно историю Сахалина, вряд ли можно хотя бы приблизительно догадаться, что ждет его в будущем. Но зная историю «Края света», можно с уверенностью сказать, что это будущее — настанет.

Опубликован в газете "Московский комсомолец" №26614 от 3 сентября 2014

Заголовок в газете: Кино как остров

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру