Наталья ГОЛУБЕНЦЕВА: «Я чуть не порвала чулки у тети Вали»
— Я пришла на «Спокушки» года через два после первого выпуска. А сначала там сидел ведущий, были и дикторы, тетя Валя Леонтьева… Туда приглашали разных артистов. Помню Люду Голуб, маму Марины, в кокошнике. Она играла моложавую бабушку, сидела в домике и из окошка вещала. Иногда в окошке сидел Иванушка-дурачок, молодой мальчик, артист, не помню уже его фамилию. Еще туда приглашали студентов. Одной из студенток оказалась я. Училась в Государственном цирковом училище, ну и крутилась на телевидении. Нас позвали пантомиму делать. Потом меня посадили ведущей в «Спокойной ночи, малыши!». То есть я рассказывала сказку детям, параллельно показывали картинки, которые помощник режиссера поочередно переставлял. Еще там шел спектакль, который разыгрывали артисты кукольного театра Образцова. Я говорила: «Жили-были дедушка и бабушка, и не было у них внучки. И решили они себе слепить из снега Снегурочку…» А дальше шли сценки. Но однажды наш режиссер Наталья Викторовна Сокол увидела, как я, объявив начало сказки, жду, пока ее сыграют, и говорит мне: «Что ты сидишь без дела? Возьми куклу и иди за ширму». Я раньше никогда с куклами не работала, пошла, и у меня как-то все это здорово получилось. Играла разных зайчиков, белочек, мишек, пела очень много. Так попала в кукловоды…
■ ■ ■
Однажды прошел слух, будто Образцову не понравилось, что в «Спокушках» играют его артисты. Ну, все забегали и решили сделать новую форму. Вот так и получилось: сидит просто ведущий, две куклы по краям, а потом мультфильм. Сначала я играла Ерошку. Был Ерошка и Филя — первые две куклы.
Дальше уже оставили основных дикторов: дядю Володю Ухина, тетю Валю Леонтьеву и Лину Вовк. Потом уже пришла Таня Судец, Таня Веденеева… Помню, пришла Аза Лихитченко, которая программу «Время» вела. Строгая такая, в черном платье. И стала с нами разговаривать поставленным голосом — мы просто умерли, совсем она с нами не вязалась.
■ ■ ■
Как-то мы, то есть Степашка и Оксана Федорова, должны были в кадре лепить пирожные. Это были шарики из муки, обваленные в стружке из кокосового ореха. Принесли старую муку, в которой оказалось полно жучков и моли. Из этой муки с водичкой стали лепить шарики, а вместо стружки принесли крупно порезанный клей. Обваляли в клее, и после Оксана должна была все это попробовать. Вот она поднесла ко рту эту «вкуснятинку», еще чуть-чуть и… Но в это время сказали «стоп», и фокус не удался.
■ ■ ■
…У нас была рубрика «Тетя Валя рассказывает». А Валентина Михайловна могла рассказывать часами. И вот она говорит, а помощник режиссера начала крутить рукой, чтобы она закруглялась. Но Леонтьева все не останавливалась. Тогда мы, сидевшие под столом с Гришей Толчинским, который Филю играл, стали крутить эти круги у тети Вали на коленке. Не знаю уж, порвали ли мы ей чулки, но она остановилась. Гриша потом так и сказал: «Напишу книгу «Двадцать лет под юбкой у тети Вали».
Ангелина Вовк: «Меня почему-то туда больше не приглашают»
— Был период, когда «Спокушки» вообще хотели поставить на такое время, когда их никто не видит и не слышит, или вообще закрыть. Но я обратилась к Егору Яковлеву, тогдашнему директору «Останкино», и он поставил «Малышей» перед программой «Время», за что ему вечное спасибо. Но потом опять начались проблемы: не было денег, студии. Я нашла знакомых банкиров, у которых дети очень любили смотреть «Спокойной ночи, малыши!». Я им сказала: «Ребята, скоро у ваших детей просто не будет возможности смотреть эту передачу». И они помоги, откликнулись. Одели, обули, кукол заказали новых. Но с тех пор меня туда не приглашают…
Анна МИХАЛКОВА: «Благодаря «Спокушкам» я вошла в историю»
— Как и все мои сверстники, я точно так же смотрела в детстве эту передачу. А когда меня пригласили быть ведущей, с радостью согласилась. Было приятно, что мои дети будут смотреть «Спокойной ночи, малыши!», и я как-то смогу поучаствовать в истории. Эта программа единственная, пережившая все кризисы, временные перипетии. Она до сих пор вне конкуренции. Многие считают, что ее надо как-то модернизировать, изменять, но я думаю, что она хороша в этой однажды найденной своей проверенной форме, рассчитанной на очень многие детские возрастные группы. Здесь все продумано до мелочей. Сначала ребенок реагирует на музыку, повзрослев — на кукол, ну а более старшие смотрят мультфильмы. Так что «Спокушкам» все возрасты покорны.
Дмитрий МАЛИКОВ: «В детстве я был похож на Степашку»
— Для меня, как и для всех ребят моего возраста, эта программа очень много значила. Вообще у меня два самых ярких впечатления от детства: программа «Спокойной ночи, малыши!» с тетей Валей и дядей Володей и суперсерия СССР—Канада по хоккею. Родители в эти годы все время были на гастролях, ну а я смотрел «Спокушки». Мой любимый герой — Степашка, конечно. Он очень хороший, добрый, и я чем-то в детстве, как мне кажется, даже был на него похож. И вот спустя сорок с лишком лет я попал в эту студию! Кстати, в комнате, где мы сейчас снимаем «Спокушек», я записывал свои первые песни, в том числе «Сторона родная»… Для меня работа в «Спокушках» — это и ностальгия, и хорошая актерская практика. Да, тексты короткие, но все равно их надо заучивать наизусть, никаких суфлеров у нас нет. И еще: здесь очень хороший коллектив, трепетно относящийся к традициям, к истории передачи, старающийся в наше смутное непростое время сохранить ощущение чего-то детского, наивного, светлого, чистого, того, что было в 60–70-е годы. К тому же это очень соответствует моей социальной программе «Уроки музыки», где я занимаюсь с детишками из детских музыкальных школ.
■ ■ ■
Когда я снимаюсь с Мишуткой и Каркушей, то Мишутка иногда позволяет себе всякие вольности. Как-то Каркуша вошла в кадр, так он на нее набросился, стал ее очень сильно обнимать, пытаться поцеловать, прижать, говоря жаргонным языком «зажать». Это было очень смешно! Вообще, если бы показать всю нарезку приколов, которые не вошли в передачу, это бы был бестселлер, покруче, чем «Комеди Клаб».