Сезон открывается, а буквально через несколько дней вся актерская команда во главе с лидером отправляется в Челябинск на гастроли аж с пятью спектаклями. Розовский чрезвычайно доволен:
— Отлично, что заработала программа Минкульта «Лучшие театры Москвы в российской провинции», кажется, так она называется. Но главное ее суть — театры поехали. Мы, в частности, будем играть не только в Челябинске, но и в закрытом городе Снежинске, по Челябинской области.
— А когда вернетесь, приступаете к репетициям?
— 20 сентября мы открываемся премьерой — моя пьеса на основе документальных материалов называется «Харбин-34». Что это такое? Можно сказать, живой ответ на сегодняшнее настроение и события в стране. Мы живем в эпоху разрастающегося насилия. Человечность на всех континентах попирается. В пьесе рассказывается история, на самом деле случившаяся в Харбине в 1934 году: маленький мальчик был взят русскими фашистами в заложники — там существовала такая партия. Так что мы исследуем истоки русского фашизма.
— Я правильно понимаю, что «Никитские ворота» не сторонятся кошмаров реальности?
— Еще Станиславский в свое время задавал вопрос: а должен ли реагировать театр на кошмары бытия? Как на него ответить? Я нашел ответ, когда шел по Старому Арбату и на книжном прилавке увидел книгу в коричневой обложке с золотым тиснением — называлась «Завещание русского фашиста». Автор Константин Родзаевский. Книга была издана в Москве в 2001 году и совершенно спокойно продавалась в столице. Немаловажная деталь — на обложке фашистская свастика скрещена с гербом России. Я начал копать тему, много прочитал. Гитлер со своим «Майн кампф» по сравнению с этой книгой просто отдыхает. Вот поэтому мы сыграем премьеру «Харбина».
— Извините, Марк Григорьевич, но сейчас такое время, что никто не удивится, если к вам в театр — как реакция на спектакль — вломятся фашиствующие молодчики. Не боитесь? Мне лично страшно.
— А я не знаю, может, они уже и пришли. Я заметил, что на воротах нашего театра не так давно появились цифры 731 — в виде граффити. Всего три цифры, но несколько раз повторяющиеся в разных вариантах. Никакой конспирологии: я подумал — может, это предупреждение, такая черная метка мне? Выяснилось, что «731» назывался отряд японских карателей, который под Харбином уничтожил 200 тысяч китайцев. Я ничего не боюсь, хотя не скажу, что это очень приятно. Придут, не придут, билеты купят, может быть?..
— Серьезно вы начинаете сезон. А что еще планируете?
— Нам 32 года, можно сказать, приближаемся к возрасту Христа. Готовим каскад премьер. Их количество превышает наши возможности, но я делаю так специально всегда, чтобы себя и остальных держать в хорошем перенапряжении — вольт так на 240. Если в прошлом сезоне у нас было семь премьер, то сейчас планирую десять. Параллельно они будут репетироваться и потом идти на новой и старой сценах. Самые главные назову — уже завтра приступаю к репетициям «Кандида» по Вольтеру. Потом будет мюзикл «О, милый друг» по Мопассану (музыку пишет питерский композитор Виктор Лебедев). И потом начну «Нового ревизора», где, безусловно, будет гоголевский мир, но в неожиданной форме. Приставка «новый» имеет значение. Владимир Войнович написал новую комедию — также начинаем работать. Старая сцена на время превратится в лекторий — там я ставлю лекцию Набокова.
— Вы не шутите насчет лекции?
— Нисколько. У Набокова есть несколько лекций о русской литературе и писателях. Я взял его лекцию о Толстом и внедрил в нее фрагменты инсценировки Михаила Рощина по «Анне Карениной». Получится такое занимательное литературоведение в театре.
Кроме Марка Розовского малую сцену освоят молодые режиссеры — женский батальон в лице Ольги Агеевой («Дорогая Елена Сергеевна»), Виктории Доценко («Селемские ведьмы») и Натальи Барониной, которая поставит спектакль с интригующим названием «Влияние гамма-лучей на бледно-желтые ноготки».