Жаль, что осталась без внимания картина «Белая белая ночь» Рамиля Салахутдинова, во многом перекликающаяся с «Левиафаном» Андрея Звягинцева. «Испытанию» достался и заслуженный приз за операторскую работу. Леван Капанадзе приехать за ним в Сочи не смог. Он занят на съемках фильма «Родина» Павла Лунгина. Многие пророчили главный приз «Дураку» Юрия Быкова — не столько потому, что это совершенное художественное творение, сколько за открытость и смелость высказывания. Молодой режиссер безо всякого страха рассказал о жизни, какая она есть и о преступности власти, готовой на все. Быкову достался приз за лучший сценарий. За дебют отметили 25-летнего Ивана И. Твердовского, снявшего «Класс коррекции» – жесткое, профессиональное кино, не всегда убедительное. Пожалуй, ему не хватило боли, от него веет холодком. Хотя жизнь детей-инвалидов, предоставленных самим себе, не имеющих будущего и нормального настоящего, показана без прикрас.
Самая нелепая награда досталась режиссеру фильма «До свидания мама» Светлане Проскуриной. Фильм отметили за музыку, которой в нем фактически нет. Светлана стремилась снять аскетичную картину, намеренно бежала от любых ненужных звуков. За актерские работы наградили хороших актеров – это Алексей Филимонов («Еще один год» Оксаны Бычковой) и литовская актриса, впервые снявшаяся в российском кино и выучившая для этого русский язык Северия Янушаускайте («Звезда» Анны Меликян, при этом сама Анна получила приз за лучшую режиссуру). Завершили церемонию слова Андрея Звягинцева: «Мы были счастливы. Главное вещество этого счастья заключается в том, что в России, оказывается, есть кино».
Слово победителям
Александр Котт:
- Услышав свое имя со сцены, я растерялся. Давно хотел снять фильм без слов, рассказать историю с помощью изображения. Критики дали мне приз – и это невероятно. Но не надо обольщаться по поводу зрителя. Мой фильм для тех, кто любит кино. Я делал то, что хотел. Так редко бывает. После ВГИКа было сильное желание снимать кино. Я всегда имел в запасе параллельный мир, о котором хотелось рассказать. И вот мечта осуществилась. Чем бы мы ни занимались, что бы ни говорили, завтра может наступить конец света. Но наш фильм не про это, а про людей.
- Слышала, что этот проект должен был осуществить Павел Чухрай?
- Нет. Он должен был делать фильм на эту же тему, но проект закрылся. Заново был написан сценарий. Это совсем другая история. Сейчас я работаю еще над одним авторским проектом уже со словами — о том, как видит слепой. Это тоже связано с изображением. В авторском кино важна не столько профессия, сколько чувства, эмоции. Они у меня не притупились.
Анна Меликян:
- Я бы не сказала, что я русалка (название предыдущего фильма режиссера — Авт.) или звезда, но всегда ведь снимаешь про себя любимую. Я и есть мои героини. И девочка, накачивающая губы и грудь, и жена олигарха – все это я. Но я не считаю, что мои героини не от мира сего. Я выхватываю людей из мегаполиса, но тех, что чуть ярче светят, острее чувствуют. Я не рассказываю про инопланетян. Мне хочется, чтобы зрители ассоциировали себя с моими героями, говорили: «Это про меня». Я воспринимаю реальность как материал для кино. Смотрю иногда на людей, идущих в 7 утра к метро, чтобы доехать на работу. И думаю: как они живут, если у них нет мира иллюзий, в который всегда можно уйти, который спасает. Я всегда живу какой-то историей, которая зреет во мне. А реальность где-то сбоку, она как материал. Меня это спасает. Я долго искала своих героинь и рада, что сегодня Северия Янушаускайте получила приз за лучшую женскую роль. И для нее это важно. Она – литовская актриса, и возможно получит новые интересные предложения в российском кино. У нее большой диапазон и талант.
- Вы семь лет не снимали, занимались воспитанием ребенка. А жизнь так изменилась.
-Я не заметила паузы, поскольку продолжала работать продюсером. Но жизнь, конечно, изменилась — и люди, и я сама. Я уже другая.
Светлана Проскурина
- Обидело ли меня решение жюри? Нет! Все прекрасно. Говорю искренне. Я не люблю ездить на фестивали. Для меня это обременительная работа, которая является обязательным пунктом договора с продюсером. Меня же интересует только процесс создания фильма. Видимо, я так ясно это позиционирую, что случаются нелепости вроде той, что произошла сегодня, когда мне дали приз за музыку. Причем, в картине она присутствует фактически только на титрах. И это не оригинальная музыка. Давать режиссеру награду за саундтрек? Можно тогда отметить его и за грим. Но все равно это мило. Не отказываться же от десерта, если не толстеешь. Это честь, что кто-то услышал нашу музыку, понял, что она не пошлая, правильно скомпонована. Это комплимент и приятие моего пространства. Огромное спасибо за награду, но просто это странно.
- Жюри, скорее всего, запуталось, хотело отметить картину, но в силу каких-то обстоятельств пришло к нелепому решению.
- Я не должна в это вникать. Это их мир, не мой. Все решения любого жюри иррациональны. Я сама много раз работала в жюри. Все разные, надо все учесть. Я довольна тем, что предъявила картину, прошла большая премьера, приехала наша группа, мы побыли вместе. Конкурс был изумительный. «Класс коррекции» Ивана И. Твердовского меня просто потряс. «21 день» Тамары Дондурей - такой человечности и доброкачественности работа. Когда ты снимаешь про что-то неудобное и трагическое, на тебе лежит огромная ответственность. И все это молодые люди. Если бы я не поехала на фестиваль, может быть, это бы прошло мимо меня.
- Вы не чувствовали себя неуютно среди совсем другого поколения? Многие ваши коллеги, наши мэтры не раз говорили, что «Кинотавр» теперь не их территория.
- Я так себя не ощущаю. Это мой профессиональный контекст, мои товарищи. Я посмотрела все короткометражные работы. Меня пронзила античная картина с неподдельными страстями «Она ждет» студентки Александра Сокурова Марьяны Калмыковой. Фантастическая изобразительная и монтажная культура. Я благодарна морю, людям. Так что я получила на фестивале и награды другого рода.