Фестиваль «Кинотавр» открылся в Сочи

Александр Сокуров: «Прошлое – мой наставник и учитель. И мой палач»

В Сочи открылся юбилейный 25-й Открытый российский кинофестиваль «Кинотавр». Когда его гости и участники проходили по звездной дорожке в Зимний театр, публика, собравшаяся посмотреть на известных людей, была несколько разочарована.

Александр Сокуров: «Прошлое – мой наставник и учитель. И мой палач»

Современное молодое кино, на которое и ориентирован «Кинотавр», в массе своей определяют пока совершенно неизвестные зрителям люди. Они только начинают и делают ставку на новые лица и имена. Среди самых узнаваемых кинематографистов - один из организаторов «Кинотавра» Федор Бондарчук и Дмитрий Дюжев.

Вел торжественную церемонию актер Данила Козловский, которого сразу и не узнаешь. Для своей новой роли он отпустил бородку. Первую награду вручили кинорежиссеру Александру Сокурову за художественный язык, оказавший влияние на мировой кинематограф и за его гражданскую и человеческую позицию.

Вручая награду президент «Кинотавра» Александр Роднянский напомнил собравшимся о том, как увидев первую работу никому тогда неизвестного режиссера, Андрей Тарковкий сказал, что в ней чувствуется рука гения. Александр Сокуров говорил о том, что настоящее – это рефлексия и физиология, и только прошлое делает из нас человека: «Прошлое – мой наставник и учитель. И мой палач».

В ответном слове Александр Сокуров сказал: «Я взволнован. Благодарю всех, кто оценил работу моих коллег, благодарю за труд понимания. Оказавшись на берегу моря, сразу понимаешь, что такое свобода. Сколько людей в нашем Отечестве этой свободы лишены, пребывают в тюрьмах. Кто-то из них грешен и ответит перед Богом. Кто-то противопоставляет свое представление о том, какой должна быть страна, и это не совпадает с мнением государства. Кто-то борется за культуру. Знаете ли вы, что в тюрьмах России сидят в основном молодые люди? «Кинотавр» будет показывать молодое кино. Главная ценность российской жизни – демократия. Была, есть и останется. Всегда будут люди, которые будут отстаивать интересы культуры и демократии в стране, которая не совсем здорова. Нашему обществу я пожелал бы быть добросердечнее и жалостливее. Если бы я мог обратиться к президенту, то я бы сказал ему: «Господин Президент, отпустите всех на волю».

Собравшимся напомнили, что начинался когда-то «Кинотавр» Марком Рудинштейном как фестиваль не купленного кино, причем не в Сочи, а в Подольске. Потом уже его основатель наградил участников второго кинофорума путевками в Сочи, где и прижился фестиваль. В ответ на слова Сокурова о том, что фестиваль не может создать образы настоящего, но он наделен важной функцией – формировать вкусы, и что фестивали должны быть смиренными, помогать людям думать, а не участвовать в рекламных акциях, президент «Кинотавра» Александр Роднянский сказал: «25 лет жизни фестиваля – это и есть смиренный труд». По его мнению, фестиваль утверждает право талантливого человека на высказывание. Нынешний «Кинотавр» - не просто настоящее российского кино, но его будущее. Этим объясняется то, что впервые на его открытии показали программу короткометражек, а не большой фильм. Хотя среди авторов небольших картин были уже заявившие о себе люди - актриса Яна Троянова, не раз получавшая награды «Кинотавра», Григорий Добрыгин - обладатель «Серебряного медведя» Берлинале за актерскую работу в фильме «Как я провел этим летом» Алексея Попогребского.

В Сочи открылся юбилейный 25-й фестиваль "Кинотавр"

В Сочи открылся юбилейный 25-й фестиваль "Кинотавр"

Смотрите фотогалерею по теме

На сцену вывели жюри главного конкурса, возглавляет которое недавний лауреат Каннского кинофестиваля Андрей Звягинцев. Он сказал: «Чего ждут от жюри? Объективности, честности, непредвзятости и прямоты. Будем ли мы биться за наши решения? Думаю, нет. Достаточно посмотреть на лица членов жюри. Мы будем выбирать сердцем тех, кто чувствует время и сообщает нам о нем».

А потом всех нас разыграли так, что мы поверили в происходящее. Со сцены Дмитрий Астрахан объявил, что вручается спецприз за веру в предлагаемые обстоятельства актеру Андрею Мерзликину, и такого еще не было в истории «Кинотавра». Награду вручили. А потом выяснилось, что все мы поучаствовали в съемках фильма «Зеленая карета», где Андрей Мерзликин играет кинорежиссера, получающего главный приз фестиваля. То есть все мы исполнили роли камео, то есть самих себя. Андрей Мерзликин выйдет позднее еще раз на сцену в качестве участника одной из короткометражке и скажет, что относится к группе старичков, которая надеется, что молодые не пройдут мимо и пригласят сниматься в своем кино.

«Кинотавр». Будущее российского кино» - такие слова появятся на экране в день его открытия. Будем в это верить. Сегодня – первый конкурсные показы.

За несколько минут до церемонии открытия «Кинотавра» мы поговорили с Александром Сокуровым.

- Вы – титулованный человек. Что вам очередная награда?

- Я испытываю благодарность к своим соотечественникам и коллегам, которые обратили внимание на то, что мы работаем, что мы еще живы, мы есть. Значит, кто-то смотрит фильмы, которые мы делаем. Сейчас-то и показывать их негде. Может быть, эта награда повлечет за собой интерес к нашему кино и возможность его где-то показать. Две мои студентки из Нальчика участвуют в конкурсе короткого метра. Они заканчивают четвертый курс. В короткометражном конкурсе участвует и картина нашего фонда, который мы недавно открыли. Это «Некролог» Марины Потаповой. Так что у нас здесь не мои даже события первостепенны, а моих учеников.

- Студенты вашей мастерской в Кабардино-Балкарском университете учатся на коммерческой основе?

- Все курсы в творческих вузах должны быть некоммерческими. Но там есть не только бюджетные места, но, к сожалению, и платные. Это большая проблема, потому что ребятам платить нечем за учебу.

- Когда вы закончите свой фильм о Лувре? Слышала, что это сложный проект, и он тяжело идет.

- Надеюсь, что осенью сдадим наш фильм. Там много исторических и политических проблем. Это большая картина о европейском мире, о взаимоотношениях внутри Европы. Она снята и уже смонтирована. Готовимся к перезаписи и актерскому озвучанию. Будем делать запись оркестра, пройдем всю цепочку, которая требуется в данном случае.

- А разве это не документальная картина? Она же начиналась как неигровая.

- Картина игровая с участием актеров. Не забегайте вперед. Картина еще не сделана, надо ее довести до конца.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру