Дали только первый звонок, а за кулисами не протолкнуться — зеленые, все в блестках, лягушки, толпа девиц в пестрых сарафанах. Вместо шляпок на головах у них почему-то чашки с ложками, вместо бус — рафинад с баранками. А это еще кто такой — лилово-бирюзовый и с саксофоном?
— Я водяной, я водяной. Поговорил бы кто со мной, — снисходительно приподнимает бирюзовое канотье Андрей Ермохин и отправляется на сцену уже в образе. За ним увязалась чертова дюжина бабок-ежек, одетых как сестры-близняшки.
“Летучий корабль” — это мультфильм 1979 года рождения. Тот самый, вместе с которым вся страна от души распевала: “Эх, жизнь моя — жестянка… А мне летать, а мне летать, а мне летать охота”. Вот и полетели — 15-минутный мультфильм Гарри Бардина с музыкой Дунаевского на стихи Энтина Тереза Дурова превратила в полуторачасовой волшебный мюзикл. Замечу, что до Дуровой знаменитую анимацию на театре не ставили — не было литературной основы. Однако молодой драматург Артем Абрамов сделал прелюбопытную пьесу.
И вот оркестр уже берет первые ноты. А через пять минут весь он на специальном подъемнике выплывет из оркестровой ямы — эффектно!
— Кто-то в речке рыбку удит. Кто-то груши рвет в саду. А я иду, иду, иду, кое-куда шагаю, встречу радость иль беду, сам еще не знаю, — это трубочист Ваня уже поет из зала. И понеслась история про любовь, про мечту, про нашу жизнь — немудреная, но хитрая. Расписная, как пряник, бесшабашно-веселая и смешная: “Растяни меха, гармошка, эх, играй, наяривай”.
Взять за основу культовый мюзикл со стороны Дуровой шаг более чем рискованный — неизбежно будут сравнивать. Но опасения оказались напрасны: буквально с первых минут забываешь об анимационном первоисточнике. Театральный “Корабль” оброс новыми персонажами, яркими оригинальными сценами, идеями весьма актуального свойства.
Вот, например, олигарх Полкан, готовый купить безразлично что — корабль, любовь, городишко с самоварами, — поет: “Потому что есть наличность, всемогущий миллион”.
И в этот момент на сцену листопадом летят банкноты достоинством одна деньга, напечатанные по случаю премьеры. Зал со знанием дела реагирует: сегодня как никогда в России социальное неравенство, незаконно нажитые миллионы не пустой звук.
Но деньги деньгами, а любовь… она ведь…
— Наш спектакль в первую очередь о любви, — говорит Тереза Дурова.
— Вопрос интересный — с какого возраста с детьми можно говорить о любви? И совсем не родительской.
— С 6—7 лет спокойно. Спектакль мы посвящаем мальчикам. Вот у меня самой сын и маленький внук. И им, и зрителям я хотела бы показать, какие качества должны быть у настоящего мужчины. Пообещал (допустим, сгоряча) сделать что-то невероятное, невозможное — делай.
Энергия ее постановки явно не для корабля, а для ракеты: летит стремительно под музыку, определения которой сразу и не подберешь. Максим Дунаевский (замечательные аранжировки дирижера Максима Гуткина) — безупречный мелодист — написал для “Корабля” много новых песен, оказавшихся прилипчивыми: их распевают и за кулисами, и дети, выходя из зала.
Вообще в “Летучем корабле” много сюрпризов от всех. Скажем, сценограф Мария Рыбасова выстроила царство-государство (чистый рафинад) из самоваров вместо печных труб на крышах. Да и сам корабль получился у нее совсем неожиданный. Костюмы Виктории Севрюковой — сказочные, но с хулиганством. Замечательно работают артисты — два состава на главных ролях (Анастасия Тюкова, Варвара Визбор, внучка знаменитого барда (Забава) и два Евгения — Мишечкин и Плиткин (трубочист Иван). Уникальный бас — Сергей Дик — в роли Полкана. Водяной (Андрей Ермохин) является публике в виде джазовой нечисти. А слаженная работа артистов массовых сцен, которых язык не повернется назвать обидно массовкой, только подтверждает амбициозность и качественность проекта. Тем более летучего. Тем более новогоднего.