Павел Гусев: “Нас пиплметром не измерить“

Главный редактор «МК» о власти и демократии, об объективности и точках зрения

30 октября актовый зал НГТУ им. Р.Е. Алексеева был до отказа набит студентами нижегородских вузов и журналистами. Факультет коммуникативных технологий (ФКТ) НГТУ организовал мастер-класс главного редактора издательского дома «Московский Комсомолец» Павла Гусева. Тема «СМИ и PR в России: кто кому нужнее?» оказалась особенно близка студентам ФКТ, которые задавали гостю множество интересных и даже провокационных вопросов. Впрочем, ответы были не менее интересны - Гусев сам «провоцировал провоцировать», так как затрагивал темы острые и волнующие многих.

Мы – не власть, мы – свобода

Бывший первый секретарь Краснопресненского РК ВЛКСМ Москвы Павел Гусев стал прототипом героя повести Юрия Полякова «ЧП районного масштаба». Он является главным редактором одной из самых читаемых газет России, а возглавляемый им издательский дом – его стопроцентная собственность, что позволяет говорить о максимальной (насколько это возможно в нашей стране) независимости входящих в холдинг изданий. Студентам, ФКТ (а кроме них на мастер-класс пришли также и другие студенты НГТУ, ННГУ, НЛГУ), безусловно, безусловно, было о чем пообщаться с главным редактором «МК», тем более что многие из них по окончании вуза метят в журналистику.

- Каково, по вашему мнению, будущее печатных СМИ в ближайшие 50-100 лет? (Анастасия Созонова, ФКТ)

- В ближайшие 20-30 лет сохранятся точно. Учитывая, что у нас десять процентов населения не получают даже сигнал телевидения, а в отдаленных населенных пунктах большая часть жителей не знает, что такое Интернет, потребность в газетах будет существовать еще достаточно долго. Но я вам скажу больше. В Японии, стране высоких технологий, самые большие в мире тиражи печатных газет. Развитая страна всегда будет нуждаться в качественной журналистике.

- Как «МК» относится к рекламе на своих страницах? (Варвара Романова, ФКТ)

- До 60-70 процентов всех средств, которое получает издание от своей деятельности, составляет реклама, она является залогом свободы и демократического развития СМИ.

К этому времени желающие задать свой вопрос стали выстраиваться в очередь, а самые нетерпеливые передавали записки:

- Что «МК» делает для того, чтобы стать реально независимыми от власти?

- «МК» является уникальным изданием на рынке, так как не принадлежит ни власти, ни какой-либо коммерческой структуре. В нашем издательском доме около 80 изданий. У нас работает 1400 человек, не считая сотрудников региональных изданий. Мы имеем свои службы рекламы, распространения, недавно у нас заработала самая лучшая типография, какая только существует в России. Поэтому власти предержащие с уважением смотрят на нас. Многое им не нравится, они пытались найти у нас корни Березовского, Гусинского, Лужкова, зарубежных структур – не нашли. Мы не используем никакие другие средства, кроме тех, что заработаны за счет наших изданий. В этом есть свобода и смысл нашей деятельности. Кстати, бытует мнение, что СМИ – четвертая власть. Чушь! Это первая власть придумала, что мы четвертая, для того чтобы приручить нас.

- Какой смысл читать газеты, если 90 процентов информации в них – ложь?

- Нет, не согласен. Это не ложная информация, а субъективный взгляд журналиста, который работает на ту или иную направленность. Если газета государственная, это не значит, что ей нельзя верить, она может чего-то недоговаривать или давать оценку, отличную от мнения большинства читателей.

Заповеди журналиста

- Каковы этические пределы допустимости той или иной информации, доходящей до читателей? (Мария, ФКТ)

- Сам пройдя непростую школу 90-х годов, я бьюсь за определение нравственности в журналистике. Был такой момент, когда гласность и свободу слову путали с вседозволенностью. Это непростые вопросы. Но посмотрите, когда ругают телевидение, ведь не ругают журналистов, хотя людям надоели бесконечные сериалы и развлекательные телепередачи. У нас нет сейчас программ, подобных «Взгляду», и это вина не журналистов. А вы знаете, как на телевидении составляется рейтинг? Существуют приборы – пиплметры. В Москве таких приборов 500 штук. И вот, представьте, человек должен с утра до вечера постоянно нажимать на кнопочки, сигнализирующие, в какой удаленности от телевизора он находится. Нужно быть психически нездоровым человеком, чтобы месяцами фиксировать каждое свое действие. И вот такие нездоровые люди определяют рейтинг ТВ-программ.

- Существуют ли запретные темы для журналистов? (Мария Корчагина, ФКТ)


- Существуют. Например, гостайна. Но все-таки, для журналиста гораздо большее значение имеют нравственные позиции. В Германии два года назад вышел закон, запрещающий вторгаться в частную жизнь, это был серьезный удар по желтой прессе. Люди хотят оградить свою жизнь от публичности, и это нормально. Но поймите, дело не в запретных темах, а в таланте журналиста и главного редактора, которые должны уметь освещать любые темы.

- Некоторые газеты, рассказывая о серийных убийцах, в подробностях описывают совершенные ими преступления. Надо ли это делать? (Иван Мягков, ФКТ)

- Я думаю, журналист прежде всего должен дать нравственную оценку действиям преступника и нарисовать психологический портрет этого человека. Но ни в коем случае не надо описывать все те зверства, что он совершил. Потому что тогда это уже учебник для больных людей.

- Журналистика – это талант или ремесло? (Александра Королева, ФКТ)

Талант – это первое, чем должен обладать журналист. Талант, талант и еще раз талант. Журналист обязан уметь мыслить и оценивать окружающую действительность не так как другие. Без этого не получится качественного материала.

- Какие в наше время разрабатываются способы привлечения молодежной аудитории? (Дмитрий, ФКТ)

- В Японии, Южной Корее, США идет подготовка к созданию пластиковых газет многоразового использования. На улицах и в офисах будут установлены аппараты, с помощью которых можно будет стирать вчерашнюю информацию и закачивать свежую. В России подобные процессы пока не представляются делом близкого будущего. Что касается привлечения молодых к профессии журналиста, ежегодно мы принимаем на практику до 100 человек, лучших из которых потом принимаем в штат.

- В МГУ проводился опрос среди будущих журналистов, и две трети из них написали, что журналист должен быть, в первую очередь, циничным, а все остальные качества не столь важны…
(Светлана Новаторова, руководитель Центра радиожурналистики филфака ННГУ им. Лобачевского)


- Сегодня в Общественной палате мы говорим о том, что нам нужно создать внутренний документ, гласящий, каким должен быть журналист, его нравственный облик. У медиков есть клятва Гиппократа, у работников СМИ должно быть что-то подобное, хартия, содержащая некие заповеди того, к чему их обязывает профессия. Эту хартию журналист обязан подписывать при приеме на работу вместе с контрактом. Кто-то мне говорит, что это химера, но почему в Англии, Германии, Италии, Голландии живут по таким принципам?

Искажение поля
Павел Гусев говорил и о том, что для него, как для президента Союза журналистов Москвы и председателя комиссии по коммуникациям, информационной политике и свободе слова в СМИ Общественной палаты РФ, было наболевшим и очевидным:

- Без независимых от власти, свободных СМИ невозможно существование демократического государства, на звание которого претендует Россия. По последним европейским подсчетам наша страна скатилась на 153 место по свободе слова, нас обогнала даже Белоруссия с ее диктаторским режимом - она на 151 месте. Эта ситуация показывает, что ни о какой реальной демократии в стране разговоров быть не может. Поэтому российская власть и назвала себя вертикалью. Журналистика в такой атмосфере опять становится прикладным делом при власти. Вы знаете, что Союз журналистов в России не входит в государственный реестр творческих организаций? Вот Союз дизайнеров, художников или архитекторов – это творческие объединения, а мы – нет. На телевидении журналистики как таковой почти не осталось. Кроме новостных и небольшого количества аналитических программ, на ТВ есть только сериалы и развлекательные шоу. Практически все федеральные каналы и многие печатные издания принадлежат государству либо имеют покровителей в лице крупных чиновников. Что в результате происходит? Искажение информационного поля.

Тем не менее, Павел Николаевич согласился с тем, что абсолютно независимых СМИ быть не может, во всех странах они так или иначе имеют своего хозяина, который и определяет направление и курс издания. Но привел такой пример: во Франции владелец газеты попытался вмешаться в публикации своего издания, в итоге забастовали все журналисты страны. В России же журналистика зачастую относится к области сервиса политических амбиций той или иной группы людей. На закон о СМИ «идет яростное наступление» со стороны политических партий и правительства, которые предлагают внести в закон поправки, направленные на ограничение свободы слова.
Кроме того, Гусев считает, что нужно уходить от схемы прямой помощи изданиям: “вот вам деньги, пишите обо мне хорошо“. Только в Москве тратится до 15 млрд. руб. на гранты СМИ, например, за лучшее освещение деятельности администрации. Помогать лучше опосредованно – выделять деньги, которые могут пойти, например, на оплату газетной бумаги, и при этом не влиять на содержание публикаций.

- Что такое журналистика в своем глубинном смысле? – задается вопросом Павел Гусев. – Это отражение объективной реальности через субъективное восприятие журналистики. Когда государственные деятели говорят, что журналист пишет то, что не соответствует действительности, это чушь. Одно дело, когда допущена фактическая ошибка, но совсем другое, когда журналист высказывает свою точку зрения, и она не соответствует логике того или иного чиновника или политика. Уметь высказывать субъективную оценку – это и есть задача журналиста, и если эта оценка интересная и глубокая, то она обязательно найдет своего читателя.

 

Что еще почитать

В регионах

Новости региона

Все новости

Новости

Самое читаемое

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру