Между законом и планом Минфина

Малый бизнес заблудился в налоговых лабиринтах

Нелегкие отношения между налоговиками и деловыми людьми вновь подвергаются испытаниям. Виной тому новая партия неоднозначных законопроектов. При этом фискалы твердят о “самых низких в Европе налоговых ставках”, предприниматели же в сердцах говорят о “бесконечных и бестолковых налоговых реформах, которые вконец замучили” и отказываются от некоторых предоставленных льгот. У мытарей своя правда — план Минфина, у малого бизнеса своя — выживание. И кризис все больше отдаляет стороны от компромисса.

Потерянные надежды

Сегодня налоговые изменения проходят в сложных условиях экономического кризиса. У государства большие проблемы с наполнением бюджета, ему срочно нужны деньги на соцпрограммы. В трудной ситуации оказались и предприниматели-налогоплательщики, особенно те, кто представляет малый и средний бизнес. Они и рады бы заплатить в бюджет налоги и спать спокойно, да только падают обороты и прибыль их предприятий. У большинства народа становится все меньше денег для покупки товаров и услуг. В этих условиях налоговые изменения нуждаются в особой осторожности и продуманности. Многие надеялись, что новые правила игры сделают простыми и понятными. Зря надеялись.  

Поначалу малый бизнес воспрянул духом. Правительство резво еще в 2008 году инициировало ряд антикризисных налоговых мер. Госдума, не сбавляя темп, оперативно приняла законопроекты, призванные хотя бы частично компенсировать потери бизнеса от кризиса, смягчить налоговое бремя. Под крики “ура” была снижена ставка налога на прибыль с 24 до 20%. Правда, уже тогда нашлось немало скептиков, усомнившихся в результативности этой новации. Но на сомнения умников-одиночек внимания никто не обратил. Была также увеличена инвестиционная премия по налогу на прибыль до 30% для определенного вида имущества. Малые компании получили еще один отеческий подарок в виде возможности уплачивать НДС в рассрочку. И, наконец, окончательно покорил предпринимателей премьер, с подачи которого депутаты Госдумы увеличили порог для применения упрощенной системы налогообложения до 60 млн. руб. и освободили в середине лета малый бизнес от ненавистных касс.

 Через месяц хор восторгов поутих. Выяснилось, что совсем “без касс” не получится. Поправки в закон “О применении контрольно-кассовой техники” оставил за бортом половину малых компаний: под его действие не попали те, кто торговал алкоголем. Но и тем, кого закон, казалось бы, осчастливил, расслабляться тоже не стоило.  

Учитывая угрожающе растущий бюджетный дефицит, на новое снижение налогов рассчитывать не приходиться. Тем не менее, признают эксперты, возможностей по совершенствованию налоговой системы немало. Современная российская налоговая система настолько запутана, что работы хватит не одному поколению экспериментаторов. Причем ее основной недостаток не в размере налоговых ставок: если их сравнить с аналогичными зарубежными показателями, то они вполне конкурентоспособны. Например, в Европе ставки выше. Но система громоздка, а порой и непонятна как для налогоплательщиков, так и для самих налоговиков. Больше всего от мучительных хождений по налоговым лабиринтам страдает малый бизнес. Неудивительно, что бизнес бежит от рисков и “голосует ногами”: по сравнению с 2008 годом доля инновационных предприятий сократилась на 40%. Они не выдерживают в нынешних условиях фискального гнета.

Острые стрелы критики

По мнению налогового адвоката Михаила Орлова, главным направлением налоговой реформы должно стать сокращение административных издержек для предпринимателей.  

Чего стоит только принятое в 2008 году решение, позволяющее предприятиям принимать к вычету НДС авансовые платежи. Вроде бы это хорошо, но административные издержки и риски оказались столь велики, что многие компании просят дать им возможность отказаться от этой льготы. “Возникает вопрос, а для чего нужна такая льгота, если можно было бы просто освободить от уплаты НДС полученные авансы?” — спрашивает Орлов. Как пояснил “МБ” один высокопоставленный чиновник Минфина, “стоял выбор между тем, кому дать преференции: кто платит аванс или кто его получает. Решили “наградить” тех, кто его выдает”. А в итоге у всех участников процесса возросли административные издержки. Если бы устранить эти недочеты, облегчение испытали бы все, к тому же поступление налогов бы не снизилось.  

Отношения между мытарями и работниками все чаще напоминают сюжеты Ветхого завета. Партнерскими их точно не назовешь. За последнее время они только ухудшились: перед налоговиками стоит архиважная задача — спасти бюджет. Никто из налоговых инспекторов уже не вспоминает о законе, принятом в 2006 году “для нормализации отношений между сборщиками и плательщиками налогов”. Как полагает адвокат, налоговики просто “не заметили”, что у них появились дополнительные обязанности и ограничения. Проверки по-прежнему проводятся часто вместо двух месяцев по полгода, а иногда и вообще им не видно конца. Самой популярной мерой борьбы с налогоплательщиками остается самая жесткая — арест счетов. Если так все и будет продолжаться, то через какое-то время страна может потерять значительное количество налогоплательщиков.  

Немало копий сломали чиновники и бизнесмены в спорах по взиманию вмененного налога. Интересно, что этот вопрос заставил предпринимателей разделиться. Согласно опросам, примерно половину из них такая форма налогообложения устраивает, однако другая часть встретила нововведения в штыки, поскольку стала заложницей муниципалитетов, произвольно манипулирующих коэффициентами базовой доходности. Один и тот же вид деятельности в разных регионах оценивается совершенно по-разному. По мнению экспертов, ослабить это напряжение способно расширение практики выдачи патентов.  

Не секрет, что потенциал патентной системы используется малым бизнесом крайне слабо. По всей стране выдано не больше 1000 таких документов. Госдума обещает в скором времени рассмотреть закон о патентах. С одной стороны, это поможет в какой-то степени решить вопрос с теневой занятостью, тем самым облегчить налоговым органам жизнь, с другой — патентная система хорошо сочетается с программой поддержки государством предпринимателей. Как считают в Минэкономразвития, после принятия закона работать по патентам смогут не меньше 1 млн. предпринимателей.  

Жизнь не стоит на месте. И к старым налоговым болячкам добавились новые. Кризис заставил государство подключить к собиранию налогов правоохранительные структуры. Не зная броду, действуют милиционеры в привычной силовой манере. Порой их действия выходят  за рамки правового поля.

Два полюса

“Приходится с сожалением констатировать: если в других сферах наметился хоть какой-то прогресс, то в налоговой области изменений пока не видно. Скорей под влиянием кризиса положение ухудшается. О том, что правоприменительная практика вызывает много нареканий, сигналы поступают из всех уголков страны”, — констатирует руководитель общественной организации, поддерживающей интересы МСБ, Сергей Борисов. Получается, что одна половина общества старается бизнес поднять и развить, а другая — закопать его в землю.  

С этой оценкой решительно не согласен заместитель руководителя Федеральной налоговой службы Сергей Шульгин. Он опроверг бытующее мнение о том, что фискалы душат малый бизнес проверками. С его слов, налоговики проверяют менее 2% от общего числа хозяйствующих субъектов в год, а уж количество малых предприятий среди них и вовсе стремится к нулю. “У нас существует презумпция невиновности налогоплательщика, тогда как где-то, наоборот, он изначально в положении виновного и вынужден доказывать, что не нарушал действующие нормы закона”, подчеркнул замглавы ФНС. Он также напомнил о существенном снижении в последнее время числа налоговых споров: суды отмечают, что их стало вдвое меньше. Основная часть таких споров рассматривается внутри налогового органа, что дало возможность удовлетворять половину жалоб налогоплательщиков на стадии принятия решения.  

Многие — как предприниматели, так и простые граждане — постоянно ставят вопрос о том, что необходимо отменить обязательное заполнение налоговых деклараций в тех случаях, когда доход не облагается налогом. “Мы неоднократно говорили об этом с Минфином, но пока ничего не добились. Нам отвечают, что это необходимо для статистической отчетности”, — сообщил Шульгин.

Подальше от УК

Сейчас в Госдуму внесен законопроект, который существенным образом пересматривает подходы к привлечению налогоплательщиков к уголовной ответственности. Суть поправок в следующем: до тех пор пока налоговый орган не выскажет свое мнение по поводу того, что налогоплательщик виноват в налоговом нарушении, а налогоплательщик откажется погашать свою задолженность, органы МВД не вправе заниматься его делом. Таким образом, у налогоплательщика появляется шанс еще до возбуждения уголовного дела несколько раз попытаться доказать свою невиновность или заплатить налоги. Кроме того, существенно повышается финансовый порог для привлечения налогоплательщика к уголовной ответственности. Есть надежда, что со следующего года эти положения могут вступить в силу.  

Другой законопроект связан с проблемой возмещения НДС. Предполагается введение заявительного порядка, когда государство для определенной категории налогоплательщиков будет возвращать средства через 15 дней после подачи декларации. И потом уже проверять, правомерно ли было сделано возмещение. Такая мера будет распространяться не на все компании а лишь на те, которые уже доказали свою налоговую дисциплинированность.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру