Для большинства столичных любителей автомобильной старины подобный “бенефис” стал неожиданностью. Хотя до некоторых все-таки, оказывается, доходили слухи, что ДАМу, якобы, готовится четырехколесный подарок “в стиле ретро”.
Сведений об этой машине и о том, кто занимался ее ремонтом, “ретромобилисты” пока не имеют. Однако с их помощью удалось узнать об особенностях реставрации и эксплуатации “Побед”.
— “Победа” М-20 не является особым раритетом, — рассказывает автореставратор, коллекционер отечественных автомобилей Олег Воробьев. — Счет таким ретромашинам только в Москве идет на сотни штук. Причем многие энтузиасты держат у себя в гараже восстановленную старушку-“Победу” потому, что именно на такой машине ездили когда-то их отцы или деды. А кроме того, М-20 является одним из ярких символов определенного этапа жизни страны — в конце 1940-х—середине 1950-х “Победы” “работали” в качестве такси, служебных автомобилей, их использовали сотрудники автоинспекции…
Сейчас уцелевшим экземплярам “Победы” — уже под 60. Восстановить такой автомобиль не очень сложно. Но одна из серьезных проблем — отсутствие “родных” деталей и элементов оформления интерьеров. Пластик, из которого они прежде выпускались, портится от времени. Особенно для него губительно долгое воздействие солнечных лучей, так что рулевая “баранка”, облицовка приборной панели теряют свой “товарный” вид. Современные реставрационные фирмы приспособились делать копии, однако опытные знатоки “предмета” чаще всего сразу видят такую подмену. Есть трудности и с резиной. Кое-кто из любителей автостарины еще ездит на М-20, “обутых” в настоящие “победовские” покрышки (их выпускали у нас вплоть до 1980-х), другие выписывают подходящую по размеру резину из США.
На выставках старинных авто можно увидеть очень красиво отреставрированные М-20, кажется, они только сейчас сошли с конвейера. Однако машины, восстановленные “один в один” встретишь не так уж часто: при реставрации на “Победы” многие ставят подходящие узлы и детали от более поздней горьковской модели — “Волги” М-21. Да и раскраска многих нынешних “Побед” отличается от стандартов, принятых в свое время на ГАЗе. А заглянув внутрь салона, замечаешь, что обивка-то хоть и красивая, но не соответствует подлиной. Ведь на “Победах” салон обивали сукном особой фактуры. У нас сейчас такое не изготавливают, и те, кто хочет качественно восстановить свою М-20, вынуждены раскошеливаться и заказывать нужную ткань за рубежом. Зато с двигателем особых проблем не возникает. “Победовские” моторы отличаются большой надежностью, да и сохранилось их на сегодня еще довольно много.
Обслуживание М-20 для владельца будет не очень хлопотным делом, если, конечно, не гонять на таком ретроавтомобиле каждый день по делам, а использовать его лишь для “парадных” выездов. В машине нужно регулярно смазывать с помощью шприц-масленки около двух десятков узлов. Процедура эта, конечно, трудоемкая, но современные качественные масла позволяют для автомобиля, на котором выезжают лишь от случая к случаю, проводить ее приблизительно раз в два года. Собирать-разбирать узлы забарахлившей “Победы” можно с помощью современных инструментов, однако даже опытный автомеханик, погрузившись “в недра” этой советской легковушки образца 1950-х, не сразу приноровится, как действовать ими.
По поводу сегодняшних цен на “Победы” — разговор особый. У зарубежных коллекционеров и любителей авторетро наши М-20 (как и другие образцы советского автопрома) спросом не пользуются. Среди отечественных поклонников “старых колес” стоимость такой машины может колебаться очень значительно — в зависимости от состояния автомобиля, пройденных им километров, качества реставрации… “Убитую” “Победу”, застывшую где-нибудь на задворках гаражей, можно купить буквально за 1-2 тысячи рублей (главная ценность в этом случае — документы на машину), а вот цена отреставрированной “в ноль” красавицы может зашкаливать и за 30 тысяч долларов.