— Сергей Алексеевич, почему такой прирост аварий по выходным?
— Из-за дачников. Резкий всплеск аварийности в выходные происходит в основном из-за увеличения интенсивности и плотности автомобильных потоков. В эти дни значительно возрастает и число пострадавших, погибших при лобовых столкновениях из-за выезда на полосу встречного движения. Случаются и столкновения в попутном направлении — это в большей степени связано с агрессивной манерой вождения.
— Как снизить количество аварий?
— На сегодня административными мерами мы уже добились значительного снижения уровня аварийности. Но этого недостаточно. Очень важно с учетом увеличения автотранспортного парка сейчас решить дорожный вопрос. Назрела острая необходимость в строительстве новых комфортных автомагистралей с разноуровневыми развязками. Жесткие административные меры заставляют водителя сегодня соблюдать Правила дорожного движения, а состояние и пропускная способность дорог провоцируют нарушать.
— После введения жестких мер пьяных за рулем стало меньше?
— Меньше, но все же я считаю, что много. Мы задерживаем до 70 человек в день. Пьяный водитель крайне опасен на дороге, алкоголь увеличивает время реакции, притупляет работу мозга, нарушает координацию движений, толкает на лихачество и, как следствие, увеличивает вероятность ДТП.
— В прошлом году увеличили штраф “за непредоставление преимущества пешеходам на переходах” — что это дало?
— Водители стали чаще пропускать пешеходов, но, к сожалению, еще большая доля ДТП связана с наездами на людей, в том числе и на переходах. В сутки мы пресекаем до 400 таких нарушений. Человек на переходе должен себя чувствовать комфортно и безопасно.
Встречная полоса, ремни безопасности, перевозка детей и пешеходный переход — это правонарушения, которым мы уделяем особое внимание.
— Предупреждением нарушений занимаетесь?
— Этому вопросу у нас в области уделяется большое внимание. Хорошо зарекомендовало себя проведение массовых детских праздников, крупномасштабных акций. У нас есть совместные программы с областными министерствами здравоохранения, образования, транспорта, с общественными организациями: “Всероссийским обществом автомобилистов”, “Молодой гвардией”, “Местными” и другими ведомствами, которые работают с детьми и подростками. И эта работа приносит свои плоды.
18 тысяч детей по области объединены в отряды “Юных инспекторов движения”. Отряд есть в каждой школе. Детский актив проводит занятия по ПДД с дошкольниками и в начальных классах на базе детских автогородков и транспортных площадок. У каждой школы и детского сада есть паспорт “дорожной безопасности”.
— Что дает работа среди детей, ведь дети без взрослых на дороге редкость?
— Очень важно научить ребенка с ранних лет безопасному поведению на дороге. Это сокращает риск получения им травм в качестве пешехода и, как следствие, уменьшает количество наездов на детей. Акцент на детях не случаен, через несколько лет — это подросток на мопеде, еще через несколько — молодой водитель. Это работа на будущую безопасность подмосковных дорог.
Два раза в год проходит День детской безопасности. По поручению губернатора области в следующем году мы займемся разработкой целевой программы “Безопасность дорожного движения на 2012—2014 годы”.
— Какие в области самые опасные дороги?
— Это дороги федерального значения. На них высокая плотность, интенсивность движения, во многих местах нет колесоотбойного бруса на центральной части. К таким трассам относятся: Горьковское шоссе, Калужское, Минское, участок Киевского, автодорога “Урал”, малое и большое бетонное кольцо. На некоторых участках проезжая часть шириной всего от 6 до 8 метров, поэтому отдельные водители выезжают на полосу встречного движения.
На этих же дорогах отсутствуют пешеходные переходы, что повышает риск наезда на людей. Так, например, дорога “Урал” (шириной иногда до 18 метров) проходит через Люберцы, поселок Октябрьский, Бронницы и далее через несколько крупных населенных пунктов, а разноуровневых переходов нет, разделительного отбойника тоже. Половина всех погибших — на федеральных дорогах.
— Заканчивается реконструкция Киевского шоссе, расширили Боровское, строят Минское, а вот перпендикулярные им дороги остаются прежними, узкими. На железнодорожных переездах выстраиваются многочасовые пробки. Как с этим бороться?
— Под большинство переездов есть проекты по строительству путепроводов, но идет эта программа очень медленно из-за отсутствия средств. А строительство на Киевском, Минском шоссе будет продолжаться. Минское, Можайское, выход из Одинцова — это самые проблемные места. 110 тысяч единиц транспорта зарегистрировано только в городе, а пропускная способность одной полосы — 6 тысяч в сутки. Такие же сильные затруднения на Каширском шоссе после слияния с дорогой из аэропорта. Подобные “бутылочные горла” необходимо расширять, строить дороги — другого пути нет. Яркий тому пример — “Новая Рига”, сейчас там закончится строительство путепровода — и вообще никаких проблем не будет.
— Насколько равномерно распределены камеры видеофиксации по области? Они все сосредоточены возле Москвы, а в Зарайске нарушай как душе угодно?
— Нет. В Зарайске тоже, конечно, есть нарушения, тяжелые ДТП. Так, две недели назад была серьезная авария: двое погибших и двое раненых, водитель выехал на полосу встречного движения. Но принцип установки камер — очаг дорожной аварийности. Находятся эти очаги в местах больших транспортных потоков на федеральных дорогах. Их у нас всего 3 тысячи километров и 42 тысячи — дорог общего пользования, улично-дорожной сети, но на эти 3 тысячи приходится 50% погибших. Наибольшая нагрузка на участках от Москвы до большого бетонного кольца, здесь и установлены комплексы видеофиксации, также часть комплексов находится в городах. Место установки — переезд, светофор, на въезде в город — определяет местная исполнительная власть.
— Нарушил — получи “письмо счастья”. А сумма в этих письмах одинаковая?
— В зависимости от того, насколько превышен скоростной режим, это может быть 100, 300 или 1000 рублей. Штраф за выезд на полосу встречного движения установлен 5000 рублей, в ближайшее время появится программа, позволяющая видеофиксировать это нарушение.
— 23 сентября введен новый технический регламент. Чем это грозит автолюбителям? С тонированными стеклами или “кенгурятником” нельзя выезжать на дорогу?
— Вводится усиление административной ответственности за нарушение светопропускания стекол. Был штраф 100 — стал 500. Для фиксации этого нарушения должен использоваться сертифицированный прибор, на глаз это не определяется. Использовать его может только инспектор технического надзора — и проверять автомобиль при прохождении технического осмотра. Если инспектор ГИБДД увидит на дороге черную машину, он, конечно, может ее остановить, вызвать техинспектора и оформить административное нарушение.
Если “кенгурятник” предусмотрен заводом-изготовителем, то это не является нарушением. Самовольные доработки должны быть удалены, иначе ваше транспортное средство не пройдет ТО. Штраф за это может быть по статье “прочие нарушения”. При столкновении пешеход получает от железного бампера сильные травмы.
— Какие дороги в области станут платными?
— Сейчас находятся в реконструкции участки автодороги “Дон”, которые, как планируется, станут платными, но сроки еще не установлены. Он будет дублироваться бесплатным участком старого Каширского шоссе. Строится дорога в обход Одинцова, ее бесплатно дублируют Минское и Можайское шоссе, но и о ней пока тоже говорить рано.
— По законодательству ужесточены и санкции для пешеходов, а на практике их штрафуют за нарушения правил?
— Ежесуточно на водителей оформляется 350—400 протоколов, на пешеходов около 300. Есть некоторые сложности с идентификацией личности, как правило, люди не имеют с собой паспорта, но тем не менее штрафы выписывают.
К сожалению, дорожные происшествия убивают и калечат миллионы людей во всем мире. Трагедия усугубляется еще и тем, что это в основном молодые и здоровые люди, в самом расцвете сил. За каждым случаем ДТП стоит жизнь и здоровье близких, дорогих нам людей, горе семьи, боль бессмысленной и невосполнимой утраты.
Наша святая обязанность — беречь священный дар жизни. И я хочу заверить: нашей службой делается все возможное для сохранения жизни и здоровья участников дорожного движения.