М-4 “Дон”
Трасса является одной из наиболее загруженных федеральных трасс, высокая интенсивность объясняется активной работой грузоперевозчиков на этом направлении и популярностью дороги у отдыхающих, направляющихся летом к Черноморскому побережью. Значение трассы возросло еще больше после принятия решения о проведении Олимпиады в Сочи в 2014 году. Сейчас проходит реконструкция участка 48—71-й км, которая значительно повысит пропускную способность дороги, после ремонта она будет иметь 6 полос движения. Хотя ГК “Автодор” создавалась как компания, которая будет строить трассы на основе государственно-частного партнерства (ГЧП), ремонт М-4 проходит все-таки на госсредства. Впрочем, в пресс-службе компании уточнили, что сейчас ведется активная работа по привлечению внебюджетных источников. Для нескольких участков объявлен международный конкурс на право заключения долгосрочного контракта на содержание, ремонт и осуществление эксплуатации на платной основе. Участок в Московской области на платную основу переведут в IV квартале 2011 года, более точная дата еще не определена. Альтернативным маршрутом является Старое Каширское шоссе.
М-1 “Минск”
Первый этап реконструкции трассы М-1 должен завершиться в 2015-м. В результате общая протяженность дороги увеличится на 23,4 км, при этом почти 50% займут участки, соответствующие нормам I технической категории, на которых будут полностью устранены ограничения пропускной способности и обеспечен скоростной режим движения. Примерно половина дороги станет платной.
В Московской области сейчас строят платный участок дороги от пересечения Молодогвардейской улицы и МКАД (15-й км) до 33-го км. Областной кусочек трассы займет 18,5 км и предоставит автомобилистам от 4 до 6 полос движения. Расчетная скорость здесь составит 120 км/ч. В пресс-службе “Автодора” уточнили, что проект в первую очередь направлен на разгрузку головного участка автомобильной магистрали М-1 Москва — Минск, которая сейчас работает на пределе своей пропускной способности. Новая трасса также разгрузит территориальную сеть дорог в западном секторе Подмосковья.
Дублер Горьковского шоссе
В госкомпании отмечают необходимость создания такой трассы, так как интенсивность на расположенных там же участках М-7 “Волга” и М-5 “Урал” является сверхвысокой, и автодороги по сути работают на пределе пропускной способности. Сейчас “Автодор” планирует приступить к предпроектной стадии подготовки новой трассы, так что траектория дороги и сроки строительства пока неизвестны. Ясно только, что трасса пройдет в обход Балашихи, Ногинска, Владимира, Нижнего Новгорода с выходом на Казань.
М-11 (скоростная платная автодорога (СПАД), или трасса Москва — Санкт-Петербург)
Строительство платной автодороги до Северной столицы было задержано больше чем на полгода из-за протестов общественности и экологических организаций, а также скандалов, за ними последовавших. Компромисс между ГК “Автодор” и защитниками Химкинского леса пока так и не достигнут, однако компания, ориентируясь на решение президента Дмитрия Медведева, намерена продолжить строительство по первоначальному проекту уже в конце апреля. Это касается только участка с 15-го по 58-й км, сейчас решается вопрос с утверждением проекта дороги в районе Завидова. Строительство первого участка трассы должно быть завершено к 2014 году. При этом до 2012 года будут произведены компенсационные высадки, обещанные госкомпанией защитникам леса (порядка 500 га).
Центральная кольцевая автодорога (ЦКАД)
Проект дороги стал самым обсуждаемым за последние годы и вызвал массу недовольства экологических активистов, которые считают, что дорога уничтожит большие площади подмосковных лесов, а также серьезно затронет дачные участки. Они также предлагали расширить существующие Малое и Большое московские кольца (на которые частично и опирается принятый проект ЦКАД) и сделать дорогу бесплатной. В пресс-службе “Автодора” “МК” пояснили, что, кроме технического несоответствия высоким стандартам качества, более 40 км дороги А-107 проходит по городам Ногинск, Электросталь, Бронницы, Звенигород и другим населенным пунктам. В этих местах расстояние до застройки составляет 5—30 м. Реконструкция этих дорог по параметрам I категории связана с практически полной их перестройкой и, согласно выводам, сделанным в Обосновании инвестиций, нецелесообразна. Еще одним аргументом в пользу строительства новой трассы, как рассказали “МК” в пресс-службе, является возможность повысить плотность дорог в Московской области. При уровне автомобилизации населения Московской области, сопоставимом с уровнем стран Европы, плотность сети автомобильных дорог на территории области в 4 и более раз ниже.
Так что уже в этом году госкомпания начнет подготовку территории для строительства первого пускового комплекса ЦКАД — участка, расположенного между Ленинградским и Ярославским шоссе, протяженностью более 113 км. Всего дорога разбита на пять таких комплексов, протяженность каждого составляет чуть более или чуть менее 100 км. Общественные слушания оценки воздействия хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду (ОВОС) при строительстве и эксплуатации ЦКАД пройдут сегодня в Наро-Фоминске. 24 марта общественные слушания пройдут в Дмитрове, 30 марта — в Звенигороде.
При этом в пресс-службе отмечают, что точных данных по всей вырубке леса сейчас нет, но по спроектированным участкам этот показатель составляет 0,003—0,004% от общей площади зеленых насаждений. Достроить ЦКАД планируют к 2022 году.
Тарифы
На единственном пока платном участке госкомпании на трассе “Дон” (414—464-й км) стоимость проезда с 9.00 до 21.00 составляет 55 рублей для легковых и автомобилей с массой до 3,5 тонны, 110 рублей — для автомобилей массой от 3,5 до 8 тонн и 220 рублей — для транспортных средств массой выше 8 тонн. В период с 21.00 до 9.00 проезд будет стоить 50, 100 и 200 рублей соответственно.
В дальнейшем тарифы на федеральных автомобильных дорогах будут устанавливаться в соответствии со специальной методикой, которая сейчас проходит согласование в аппарате Правительства Российской Федерации и в ближайшем будущем будет утверждена. Стоимость проезда будет зависеть от количества пройденных транспортным средством километров. Тарифы на разных трассах госкомпании будут незначительно отличаться. Например, на трассе “Дон” в ночное время тариф будет 1 рубль за 1 км с легковой машины, а на трассе Москва — Санкт-Петербург — 3 рубля в дневное время.
Строительство и проекты других платных трасс в Московской области пока не обсуждают.