Какой минимальный “джентльменский набор” должен быть у ТПУ? Его нужно строить на окраине — подальше от пробок, обязательно должна быть перехватывающая парковка, а также остановка метро или автобусов-троллейбусов. Более того, в идеале, оказавшись в терминале, пассажир должен иметь возможность пересесть с одного транспорта на другой, вообще не выходя на улицу. В новом столичном узле все это предусмотрено.
Здание будущего ТПУ внушает уважение хотя бы своими размерами. Одна длина около 200 метров.
— У здания пять надземных и один подземный этаж, — говорит генеральный директор фирмы — соинвестора строительства Алексей Тарасов, — внизу будет располагаться большой продуктовый магазин. Первый и второй этажи предназначены непосредственно для пассажиров, отсюда можно будет сесть на автобус или попасть в метро. Верхние три этажа — это стоянка на 608 машино-мест.
Остановки наземного транспорта находятся с обеих сторон здания. С одной стороны — для тех, кто приехал, с другой — для отправляющихся. Соединяются людские потоки уже в самом терминале. Остановки отправления находятся на трех платформах. На одну из них можно попасть напрямую с первого этажа терминала, на две оставшиеся — только со второго этажа по пешеходному мосту. Платформы разделены заборами, чтобы люди не перебегали дорогу перед автобусами.
Перед входом к остановкам стоят пропускные автоматы, как в метро. Рядом — кассы. Попасть можно только по билету, зайцам придется туго. С третьей платформы отправляется исключительно транспорт коммерческих перевозчиков. Но в кассах продаются обычные билетики “Мосгортранса” — одни на всех. Как государственный ГУП будет рассчитываться с частными фирмами — неизвестно, но что-то наверняка придумают.
Первый и второй этажи увешаны информационными указателями, чтобы люди не запутались. Для подъема и спуска сделаны эскалаторы. Бабушкам не придется карабкаться по лестнице, чтобы попасть на автобус. Вообще про техническую оснащенность ТПУ можно рассказать много. Организаторы не поскупились на автоматику.
Почти все коммуникации здания управляются дистанционно. Общественный транспорт оборудован навигационной системой и радиомаяками. Шлагбаумы на въезде будут открываться перед автобусами автоматически. Посторонние заехать на территорию не смогут. Остановки оснастят информационными табло, показывающими время прибытия ближайшего рейса.
Примечательно, что сдача объекта затянулась именно из-за сложной навигации. По словам г-на Тарасова, строители готовы были все сдать еще до Нового года, но власти сказали подождать. Система слежения за общественным транспортом еще не была готова. В ТПУ разместят диспетчерскую, которая будет контролировать движение автобусов, троллейбусов и трамваев на всем севере города.
Сложности возникли и с очисткой крыш. Дело в том, что пешеходный мост, ведущий к остановкам, сделали овальным. Из-за такой формы ручная очистка становится весьма проблематичной. Поэтому часть крыш будет очищаться при помощи современной ультразвуковой системы удаления снега.
К сожалению, транспортный узел будет обслуживать исключительно жителей столицы. Как нам стало известно, перевозчики из области не смогли договориться со столичными властями, чтобы пользоваться новым объектом. Не исключено, что подмосковные рейсы появятся в будущем. Технических препятствий для этого нет.
Отдельного упоминания заслуживает первый этаж здания. Все убранство оформлено в виде улицы: пол выполнен, как дорога с разметкой, пешеходной зеброй… Главная же достопримечательность — игрушечный милиционер. По замыслу строителей, этот объект станет местом встречи людей, потерявших друг друга. На первых двух этажах кроме всего прочего будут располагаться мелкие магазинчики и фаст-фуд.
Отдельно стоит сказать о безопасности. Уже сейчас все служебные двери ТПУ оборудованы специальными магнитными замками, а у камер есть современная система распознавания забытых вещей. Если, к примеру, оставленную сумку никто не трогает в течение определенного времени, компьютер сам подаст сигнал тревоги.
— В списке мер безопасности не предусмотрен стационарный пост транспортной милиции, — говорит Алексей Тарасов, — но взрыв в “Домодедово” показал, что без него никак нельзя обойтись. Сейчас мы ведем переговоры, чтобы нам все-таки выделили сотрудников охраны правопорядка для дежурства в пересадочном узле.
Во время проектирования учли также разнообразные несчастные случаи, которые происходили с крупными многолюдными зданиями. В результате здание сделали сверхнадежным. Конструкция выдержит, даже если полностью разрушится одна из несущих опор.
В планах столичных властей построить 90 транспортных пересадочных узлов. Удастся ли реализовать такие наполеоновские замыслы — неизвестно. Строительство подобных объектов — дело недешевое и сложное. В свое время около “Речного вокзала” тоже построили пересадочный узел, но что-то не заладилось, все разобрали, а в самом здании сделали очередной магазин.