Пробки на дорогах — это одна из немногих проблем, которую жители развитых стран ощущает на себе не меньше россиян. Подтверждением этого является недавно опубликованное исследование американской компании INRIX, занимающейся тем, что предоставляет последнюю информацию о состоянии дорог в США, Канаде и ЕС, используя данные систем GPS. Оказывается, жители Брюсселя за год в часы “пик” проводят в пробках более 2,5 суток чистого времени. В Кельне люди тратят в пробках 57 часов в год, чуть меньше лондонцы — 54 часа. Рекордсменами стали Париж и английский Манчестер — несчастные жители этих мегаполисов проводят в пробках 70 и 72 часа в год соответственно.
БРИТАНИЯ: УШИ MIDAS
Великобритания, в городах которой порой проще передвигаться на велосипеде, чем на машине, пытается бороться с пробками в основном путем строительства новых дорог и развязок, ликвидации “узких мест” или “бутылочных горлышек”. Министр транспорта Великобритании Филипп Хаммонд недавно заявил о запуске 24 новых проектов по развитию дорог и общественного транспорта. Кроме того, он объявил конкурс проектов среди местных властей, результатом которого станут дополнительные 600 млн. фунтов на реализацию идей. Правительство предполагает, что конкуренция обеспечит более широкий выбор проектов, которые могут оказаться выгоднее экономически. “Развитие транспорта — одно из ключевых условий долгосрочного процветания Великобритании. Вот почему эти проекты так важны, и я продолжаю выступать за привлечение инвестиций, которые в итоги принесут долгосрочные выгоды не только для граждан, но и для экономики страны в целом”, — сказал министр.
В британском Министерстве транспорта существует исполнительное агентство по автомагистралям — The Highways Agency. Именно на плечах этого агентства лежит ответственность за разработку и поддержание существующих дорожных систем. Последний предмет гордости агентства — это стратегия управляемой магистрали. Суть ее — в динамичном управлении дорожным пространством. Во избежание пробок в часы “пик” открывается для движения запасная полоса. Ограничения скорости на электронных табло, расположенных над магистралями, меняются в зависимости от ситуации на дороге. Информация на специальных табло, которые сообщают водителям об образовавшемся впереди “хвосте” или произошедшей аварии, обновляется автоматически на основе данных, получаемых по системе MIDAS.
Благодаря электронным датчикам, расположенным под дорожным покрытием с интервалом в 500 метров, эта система оценивает скорость движения потока автомобилей, и при определенных условиях соответствующие сигналы посылаются на информационные табло. Данная система внедрена на 1167 км дороги (примерно 41% от всей дорожной сети в Англии). Камеры наблюдения, которые расположены с интервалом в 250 метров, также активно используются. Видеоматериалы поступают в региональные центры контроля, позволяя отслеживать ситуацию в “реальном времени” и быстрее реагировать на возникшие проблемы.
Отдельного внимания заслуживают автоинспекторы Highways Agency, которые в среднем за месяц приезжают на место аварий 26,5 тыс. раз. Причем в 80% случаев им удается прибыть на место происшествия за 20 минут, а в местах, где движение затруднено пробками, — за полчаса. Безусловно, чем быстрее оформят факт аварии и увезут пострадавший транспорт, тем меньше будет “хвост”. Кстати сказать, несмотря на то, что сейчас у каждого есть мобильник, на английских трассах все равно стоят специальные аварийные телефоны.
Интересный момент: инспекторы раздают водителям оценочные анкеты, по результатам которых выяснилось, что англичане очень уважают труд автоинспекторов и описывают их как профессиональных и вежливых людей.
Кроме того Highways Agency необходимо проводить каждодневные работы по поддержанию дорожной системы в надлежащем состоянии. Не считая самого ремонта дорожного полотна и сопряженных с ним конструкций, к таким работам относится уборка дорог от мусора и осколков стекла, очистка водостоков и дорожных знаков, а также починка неисправных электронных табло.
ФРАНЦИЯ: “ЧЕМ БОЛЬШЕ ДОРОГ, ТЕМ БОЛЬШЕ МАШИН”
Ситуацию на дорогах Франции едва ли можно назвать благоприятной. В особенности это касается Центрального региона. Любопытно, что обозначающее дорожную пробку слово embouteillage широко распространено и в винной индустрии и означает процесс разлива в бутылки. Похоже, что в этом понятии сегодня переплетаются и устоявшаяся репутация Франции как винодельческой страны, и статус одного из самых “пробковых” государств.
В 2008 году министром внутренних дел Франции на префекта парижской полиции были возложены полномочия по урегулированию транспортной ситуации в регионе. В основе этого мероприятия лежало несколько ключевых направлений. Во-первых, было признано необходимым определить новые проблемные дороги, а не только те, что находятся в ведении республиканских рот безопасности (подвижные военизированные подразделения полиции, подчиняющиеся министру внутренних дел). Во-вторых, стала очевидной потребность во взаимодействии между соседними департаментами. Помимо этих мер было заявлено о создании региональной службы дорожной полиции и мобилизации сил быстрого реагирования.
Тем не менее на сегодняшний день Париж признан вторым после Манчестера европейским городом по степени сложности дорожной ситуации. Хотя, как сообщил “МК” представитель пресс-службы парижской мэрии Дэмьен Стеффан, утверждать, что Париж является городом с наибольшим количеством пробок невозможно: “Со своей стороны, мы отмечаем снижение автомобильного трафика внутри Парижа на 24% с 2001 года”.
Даже повышение цен на топливо и общее увеличение затрат на содержание автомобиля не останавливает граждан от приобретения личных транспортных средств. Кроме того, как заявили в мэрии Парижа, городу остро не хватает общественного транспорта и объездных или параллельных дорог (шоссе-дублеров). Именно в развитии общественного транспорта, по словам Дэмьена Стеффана, заключается основная альтернатива росту числа автомобилей.
В Тулузе, находящейся на третьем месте в списке, составленном компанией TomTom, подобные методы борьбы с пробками не рассматриваются. “Чем больше дорог, тем больше машин”, — заявил помощник мэра Тулузы Жоэл Каррейра, комментируя отказ администрации города от строительства большого объездного пути. Такое заявление ответственного лица французы не могли оставить без комментария, предложив свой вариант: “Чем меньше дорог, тем меньше машин, так уничтожим дороги!”
Проблема заключается не только в неудобстве передвижения по городу, но и в возрастающем загрязнении воздуха, на что обращают особое внимание французские власти. В январе нынешнего года был издан так называемый закон “Grenelle 2”, в котором основной акцент делался именно на защиту окружающей среды и воздуха от загрязнений, связанных с транспортом. В этом контексте был означен ряд мер по модернизации системы дорожных пошлин. В частности, предполагалось развитие данного механизма с целью снять напряжение на дорогах и во избежание серьезных пробок. Практика дорожных пошлин и платного проезда вызывает во французском обществе двойственную реакцию: с одной стороны, такие меры считаются закономерными и результативными, с другой — ряд граждан рассматривает данные меры как образец своего рода дискриминации.
В целом меры финансового характера как способ снять напряжение на дорогах — пожалуй, самая распространенная практика во Франции. Нововведения, бьющие по карману автовладельцев, регулярно сталкиваются с недовольством общественности. К тому же очевидно, что повышение менее чем за год стоимости парковки в Тулузе почти в 3 раза (с 4 евро в январе до 10—15 евро на сегодняшний день) едва ли благоприятно повлияет на дорожную ситуацию, лишив значительной части водителей возможности парковаться на специально обустроенных площадках и вынуждая тем самым занимать не предназначенные для машин места, обочины, тротуары и т.д.
АЗИЯ: СПАСЕНИЕ В СУПЕРАВТОБУСАХ
Жителям Поднебесной тоже приходится несладко на дорогах. Недавно в Китае имела место чудовищная пробка — хотя вряд ли это выражение подходит для описания десятидневного затора на дороге, протянувшегося более чем на 120 км. Тогда все произошло из-за дорожных работ, столь “любимых” автомобилистами, которые, по иронии судьбы, должны были облегчить движение на трассе из северо-восточной провинции Хэбэй в Пекин. Однако, возможно, жизнь для пекинцев скоро наладится — китайские разработчики неожиданно порадовали новым автобусом, первые образцы которого могут появиться на дорогах Пекина в декабре этого года.
Конструкция будущего суперавтобуса такова, что позволяет машинам спокойно проезжать под ним. Автобус шириной в две полосы двигается на рельсах, при этом под ним есть свободное пространство, которое позволяет машинам просто проезжать под автобусом. Питание этого нового общественного транспорта будет происходить с помощью электричества и солнечной энергии, освобождая таким образом город от лишних выхлопов. Максимальная скорость автобуса колеблется от 60 до 80 км/ч, а максимальное количество пассажиров составляет 1400 человек. Только маленькие и средние автомобили смогут проехать под новым автобусом, однако, если нерасторопный водитель не заметит, что его машина слишком велика, автобус автоматически сообщит об этом громким сигналом. Разработчики считают, что в случае широкого распространения подобного транспорта движение на китайских дорогах станет свободнее на 30%.
Первые испытания этого автобуса должны пройти в западной части Пекина, дорожное движение в котором наряду с Мехико считается самым худшим в мире.
А власти индонезийской столицы Джакарты предлагают множество мер для облегчения дорожного кризиса, который обходится городу в $1,42 млрд. ежегодно.
На одной из встреч высокопоставленных официальных лиц было предложено аж 17 мер, которые должны улучшить дорожное движение в краткосрочном или долгосрочном периоде. Не будем останавливаться на тех мерах, которые были описаны выше, отметим лишь ранее не озвученные предложения: Например: увеличение скорости работы электронной системы оплаты дорог. Эта мера должна очистить полосы для автобусов. Или жесткое преследование автомобилистов, использующих полосы скоростного автобусного транспорта. Финансирование ремонта дорог должно вестись на основе многолетних контрактов. Отдельным пунктом предлагается сократить количество маленьких маршрутных минивэнов и заменить их более вместительными автобусами.
Между тем в Японии два года назад ученые воссоздали “эффект шоковой волны” — одной из причин возникновения пробок. Как утверждают ученые, с точки зрения физики система транспортного потока — это неравновесная система взаимодействующих частиц (то есть автомобилей). Совокупный эффект такой системы приводит к нестабильности свободного движения, которая возникает, если плотность движения транспорта превышает определенную критическую точку. Сужение дороги — лишь спусковой крючок, а не основной источник возникновения пробки.
Японцы создали математическую модель пробки, возникающей в отсутствии каких-либо сужений дороги, и проверили ее на практике. Начальные условия таковы: 22 машины, равномерно удаленные друг от друга, с одинаковой скоростью (примерно 30 км/ч) движутся по окружности длинной в 230 метров, причем плотность движения задана выше критической точки, что должно спровоцировать пробку. В центре круга установлена камера с обзором в 360 градусов.
Спустя несколько минут после начала эксперимента появилась небольшая неустойчивость в движении, которая, увеличиваясь, привела к тому, что однородное движение стало невозможным. В конце концов образуется скопление машин, которое увеличивает пробку. Вскоре некоторым машинам и вовсе пришлось приостановиться. Продемонстрированный механизм образования пробки чаще всего является причиной заторов на магистралях.
Что поделать, всему виной люди... Поэтому японцы предпочитают доверять роботам и считают, что полуроботизированные машины в будущем могут свести “эффект шоковой волны” на нет. К слову, в Японии вам не купить машину, если при этом у вас нет своего парковочного места. В Стране восходящего солнца все многоэтажные парковки, как правило, находятся прямо в жилых домах, оставлять машины на ночь на улице просто нельзя.