Сразу признаюсь — отыскать среди авто-антиквариата, собранного в огромном павильоне “Крокус-экспо”, что-нибудь уж совсем “доисторическое” на сей раз не удалось. Самые “возрастные” экспонаты прикатили сюда из 1920-х. Но “изюминок” и без представителей “седой старины” хватает.
Начнем, пожалуй, с пожара. Несколько известных коллекций (видимо в память о минувшем “огненном” лете) представили образцы еще довоенной пожарной техники. Например, из мастерской Евгения Шаманского доставили в экспозицию редчайший образец пожарной линейки, смонтированной в 1932 г. на шасси грузовика АМО-4. Этот “монстр” (по тогдашнему времени) “вооружен” насосом, 360 метрами пожарного рукава и небольшой цистерной для воды.
Музей экипажей и автомобилей на своем стенде смонтировал целую диараму в натуральную величину: в красных сполохах поднимаются клубы дыма (задействован специальный дымовой генератор), горят деревья и деревенский дом, спасается бегством крестьянка, борется с пламенем пожарный в каске, а в центре — “главное действующее лицо”: машина ПМГ-1, собранная на базе “полуторки”. Такие пожарные линейки выпускались у нас в 1932-38 г. г. и служили потом долгие годы. Например, представленный на выставке экземпляр, вывезенный из г. Балашово Саратовской области, последний раз участвовал в тушении пожара еще в 1974 г.!
Среди нынешних “Олдтаймеров” — довольно много образцов военной техники. В том числе и весьма “эксклюзивные” экземпляры. Например, трехосный грузовик Krupp L3-163, выпускавшийся для Вермахта с 1938 г. Такие внушительных размеров “транспортники” почти не сохранились до нашего времени. Не частым гостем в экспозициях автостарины является и другой “труженик фронтовых дорог” — немецкая трехтонка Opel-Blitz, которая знакома нам в основном по кадрам из кинохроники и “правильным” художественным фильмам “про войну”.
Есть в зале даже боевая техника прошлого (с непременной приставкой “экс-” — бывшая боевая). Например, армейский прицеп с установкой для спаренного зенитного пулемета, легкая противотанковая пушка Pak 35/36 образца 1933 г. и даже танк Т-62, выпускавшийся в СССР в 1961-75 г.г. Бронированную громадину привезли на выставку на трейлере из частной коллекции военной техники, но в зал чудище вползло своим ходом. На табличке, установленной рядом, специальная надпись уточняет, что это не стопроцентно настоящий Т-62, а “экспонат”, который “не является боевым и не может использоваться по прямому назначению полностью или частично”.
Организаторы “Олдтаймер-галереи” позаботились о том, чтобы в экспозиции были представлены и несколько юбиляров. По случаю 40-летия начала работы ВАЗа на стенде демонстрируются “Жигули” модели 2101 еще из самой первой выпущенной заводом партии. Свидетельством тому — надпись “Тольятти” на его эмблеме (потом фирменные знаки на “Жигулях” изменились, и это слово с них исчезло).
Другой 40-летний юбилей связан с “Москвичом”. В 1970-м малолитражки московского автозавода успешно прошли маршрут международного ралли-марафона “Лондон—Мехико”. “Москвич-412” под №28 в итоге занял почетное 12-е место. К сожалению, та “боевая” машина не сохранилась, однако в реставрационной мастерской Александра Бушуева решили воссоздать знаменитый “мотор”. Хотя спортивные автомобили у нас традиционно делали без разработки соответствующей технической документации, импровизируя прямо “по месту”, однако реконструкцию именно того легендарного “четыреста двенадцатого” все-таки стала возможной: работы выполняются с участием опытного консультанта — заслуженного мастера спорта СССР Юрия Лесовского, бывшего членом экипажа машины №28. Реставрация “Москвича” еще не завершена, и на выставке “ветеран” демонстрируется в промежуточной стадии сборки.
Конечно, в год полувекового юбилея пуска конвейера на запорожском автозаводе “Коммунар” нельзя было обойтись “Олдтаймер-галерее” без “Запорожца” ЗАЗ-965. Заветная мечта многих жителей тогдашнего СССР, самый “народный” автомобиль в Союзе, за свои округлые формы получивший шутливое прозвище “мыльница”, представлен несколькими реставраторами и коллекционерами. Все экземпляры — в отличном состоянии, будто сейчас из заводского цеха.
75 лет назад в серию впервые пошли легковые машины с дизельным двигателем. “Первенцем” стал Mercedes-Benz модели 260D. Два экземпляра этой легковушки в разной стадии реставрации представлены на отдельном стенде.
Из числа “самых-самых редких” в экспозицию на сей раз попали французская Delahaye 175 (1949 г.), итальянская Alfa-Romeo 6C 2500 (1940 г.). “Француженка” в свое время заслужившая за свой оригинальный дизайн титула “сказочного автомобиля”, была растиражирована в количестве около только 150 экземпляров, спортивных “итальянцев” за 13 лет выпуска изготовили 458 штук. Настоящей редкостью можно считать и наш ЗИЛ-111. А этих “членовозов” времен Никиты Хрущева, собранных в варианте кабриолет — с откидным матерчатым верхом, и вовсе изготовлено лишь несколько. Один из них демонстрируется на выставке.
Представленный белорусскими коллекционерами автостарины Ford Thunderbird образца 1956 г. является представителем одной из самых знаменитых моделей фордовского концерна. Отличающийся оригинальным “американским” дизайном двухместный спорт-кар понравился многим заокеанским знаменитостям. — На стремительном “Буревестнике” разъезжали Элвис Пресли, Мерилин Монро, а президент Джон Кеннеди распорядился, чтобы на церемонии его инаугурации в почетном эскорте участвовало аж 50 таких машин! Экземпляр, который можно видеть на нынешней выставке — мемориальный: автомобиль использовался в 1974 г. на съемках известного фильма “Американ Граффити”, именно в нем разъезжала главная героиня.
Среди экспонатов и еще одна “звезда киноэкрана”. Помните “психовозку”, в которую грузят санитары бедолагу Шурика в фильме “Кавказская пленница”? — Специалистам такой автомобиль знаком, как ГАЗ-22Д. — То есть серийная “старая” “Волга” с кузовом универсал в медицинской модификации. Такие “санитарки” с красными крестами на боках, с оборудованным местом для носилок и откидным сидением для медсестры обслуживали в свое время практически все больницы и службу “Скорой помощи” в Москве и других крупных городах. Однако по прошествии лет практически все они были списаны в металлолом (в том числе, конечно, и “скорая” из “Кавказской пленницы”). Сейчас энтузиастам-реставраторам из мастерской “Колеса истории” удалось восстановить экземпляр такой санитарной машины, выпущенный в далеком уже 1969 г.