Больше всего в борьбе за поголовную шоферскую трезвость, понятное дело, отличились питерские придорожные милиционеры. Они только за две первые недели действия “сухого закона” выловили в 1,5 раза больше пьяных водителей, чем обычно. При этом в геометрической прогрессии выросло и число жалоб в правозащитные организации на вымогательство и откровенные инсинуации. Хотя до этого в Санкт-Петербурге, как, впрочем, и по всей стране, и число “пьяных” ДТП, и количество рулевых, управлявших авто подшофе, неуклонно снижалось.
Другие регионы если и отстают от питерских коллег, то ненамного. И вот очередной пример. Москвич Юрий Азаренко в 5.35 первого утра после вступления “сухого закона” в силу был остановлен в Южном Бутове нарядом ДПС ГИБДД ЮЗАО. Инспектор (фамилия его стала известна гораздо позже, а пока шла “разводка”, служивый, как отчетливо слышно на диктофонной записи, упорно именовал себя “просто Василием”) тупо заявил нашему герою, что от него дурно пахнет и на этом основании отстранил от управления транспортным средством. Служивый даже не удосужился применить алкотестер. Хотя при этом честно отразил в протоколе, что и речь у “подозреваемого” не нарушена. И походка правильная. И лицо имеет нормальный цвет. Да и в позу Ромберга он становится легко и непринужденно. Хотя уже через полтора часа алкотестер, который гаишники подсунули-таки задержанному, показал просто чудовищную степень опьянения — аж 1 промилле! Среднестатистический человек в этом случае на ногах еле стоит и лыко вяжет с трудом. При этом эскулапы в гаишной форме в официальных документах не прояснили, когда их клиент успел так наклюкаться, хотя с момента задержания находились при нем неотлучно. Более того, дозволили ему с места инцидента до пост-пикета добраться за рулем своего авто! Да и потом отлучать от руля не стали — домой Юрий также отправился на своих колесах.
— У меня сложилось впечатление, — говорит жертва гаишного произвола Юрий Азаренко, — что в первое утро “сухого закона” для водителей гаишники попытались “срубить” копеечку. Но когда я с ходу заявил, что взяток не беру и не даю, стали активно шить, что называется, дело, откровенно пренебрегая законом…
А дальше — как водится. На требование пройти проверку в медучреждении водителю отказали. Что, впрочем, немудрено. В этом случае трезвость г-на Азаренко была бы доказана. И милиционеры пошли другим путем, привлекая его к ответственности за отказ от медосвидетельствования, хотя, повторимся, водитель настаивал на нем изначально. Более того — даже звонил в службу 02, чтобы остановить гаишный произвол. Но и это не помогло.
Свидетельства понятых повелители полосатых палок также взяли с нарушением процессуальных норм (при этом четверых из шести указанных в протоколах наш герой и в глаза не видел!). В рапорте отобразили, что расписаться в актах-протоколах г-н Азаренко отказался, хотя его подпись под рядом бумаг стоит.
На днях состоится суд, исход которого в общем-то очевиден. Как правило, “у суда нет оснований не доверять протоколам и милиционерам, как в отличие от обвиняемого лицам не заинтересованным” (выдержки из многих протоколов). Косвенное тому доказательство в нашей истории — отказ мирового судьи 64-го судебного участка столичного района Ясенево Галины Стрельцовой во всех ходатайствах адвоката, способных доказать невиновность своего доверителя.
— Но какие же это незаинтересованные лица? — возмущается вице-президент “Движения автомобилистов России” Леонид ОЛЬШАНСКИЙ. — Еще как заинтересованные! С одной стороны, своим карманом, ведь сумма взятки сегодня за отмазку от “пьяной” статьи составляет от 30 000 до 100 000 рублей в зависимости от региона. А если срубить “левый” рубль не получается, гаишники тоже не внакладе — зарабатывают себе “палки”, демонстрируя активную работу. Увы, но при “сухом законе” для водителей это не сложно — пьяным сегодня можно сделать совершенно любого автовладельца, даже алкотестеры подкручивать не надо.
И с адвокатом сложно не согласиться. “МК” и его автомобильное приложение газета “МКмобиль” — одни из немногих СМИ, которые неоднократно писали, опираясь на экспертные выводы, о том, что “нулевой” “выхлоп” может быть только у покойника. Хотя бы потому, что:
после введения в 2008 году норм, допускающих содержание алкоголя в крови водителя до 0,3 мг на литр крови или 0,15 мг на литр выдыхаемого воздуха число “пьяных” аварий не только не выросло, но и сократилось на 10%, а в некоторых регионах и на 25%;
0,2 промилле может достигать естественный алкогольный фон у человека, страдающего рядом заболеваний;
в крови среднестатистического здорового человека может быть до 0,08 промилле, что вкупе с погрешностью алкотестера в 0,05 промилле дает уже более 0,1 промилле;
в течение 10—20 минут от 0,1 до 1 промилле обнаруживается в выдыхаемом воздухе человека, выпившего хлебного кваса;
применение правила “нулевого” промилле противоречит Венской конвенции “О дорожном движении”, на необходимость следованию которой так часто ссылаются высокопоставленные милицейские чиновники;
до 9 граммов этанола в сутки может вырабатывать человеческий организм. При этом его количество может значительно возрастать при стрессе, голодании, охлаждении, физических нагрузках.
КСТАТИ
Профессиональные алкометры, согласно инструкции по эксплуатации, должны “обнюхивать” водил с перерывом в 15 минут (то есть между каждым замером должно проходить минимум четверть часа). В противном случае производитель не гарантирует точности показаний (погрешность алкотестера может увеличиться в два-три раза). Если посмотреть, с какой частотой суют в рот водителям эти самые приборы гаишники и врачи, то рассчитывать на объективный результат замера, увы, не приходится.
МЕЖДУ ТЕМ
Сомнительная президентская идея искоренить пьянство за рулем неожиданно дала и некоторый положительный эффект. Генпрокуратура РФ наконец-то озаботилась законностью выдачи медучреждениями медицинских справок, необходимых для получения, замены “прав”, прохождения техосмотра. Не секрет, что сегодня многие медучреждения не интересуются психическим состоянием здоровья водителя и водительские “корочки” легко получают и продлевают люди, стоящие на диспансерном учете с диагнозами “алкоголизм” и “наркомания”. Понятно, что обремененные этими недугами люди зачастую не властны над собой и садятся за руль после дозы или подшофе. Вот надзирающие органы и взялись за выявление (причем по всей стране) лиц, получивших права при наличии ограничений.
Не ясно, правда, как это можно реализовать на практике. По самым примерным данным, в России около 35—40 млн. человек с правами (точную цифру, увы, не знает и не стремится узнать ни одно ведомство, включая ДОБДД) и более 2,5 млн. “официальных” алкоголиков. Сколько времени и человеческих ресурсов понадобится для того, чтобы соотнести корявые гаишные базы по в/у с базами диспансерного учета? Так что скорее всего подобным заявлением прокуратура всего-навсего пытается показать и свою причастность к антиалкогольной президентской компании, не более.
Другое дело, что прокурорские могут начать масштабную проверку и мониторинг водительских медкомиссий и прикрыть деятельность тех из них, которые выдают справки, не требуя у их соискателей диспансерного подтверждения их самочувствия.
ВНИМАНИЕ, АКЦИЯ!
Редакция газеты “Московский комсомолец”, ее автомобильное приложение газета “МКмобиль” и портал МК.ru проведут 7 октября в 13.00 большой “круглый стол” на тему: “Сухой закон” для водителей: безопасность на дорогах или новый виток коррупции?”.
К участию в разговоре, напрямую затрагивающем интересы 35-миллионной армии российских автомобилистов, мы официально приглашаем руководителей соответствующих комитетов верхней и нижней палат парламента, Общественной палаты, МВД, Минздравсоцразвития, Генпрокуратуры, судов, а также представителей адвокатуры, правозащитных и общественных организаций.