“В сентябре 2009 года я зарегистрировал мотоцикл, а технический осмотр прошел только в июле 2010-го. В ГИБДД инспектор выдал талон ГТО с датой следующего прохождения техосмотра в сентябре 2010 года, объяснив это тем, что у мотоцикла просрочен срок проведения ГТО. Законно ли это?
Евгений ИВОЙЛОВ”.
Увы, законно. В постановлении Правительства РФ №880 “О порядке проведения государственного технического осмотра…” сказано, что зарегистрированные в Госавтоинспекции и прошедшие первый государственный технический осмотр до 31 декабря года, следующего за годом изготовления транспортного средства, первый ГТО проходят через 36 месяцев. С года выпуска которых прошло не более 7 лет, включая год выпуска, — каждые 24 месяца. А с года выпуска которых прошло более 7 лет, включая год выпуска, — каждые 12 месяцев.
Иными словами: отсчет сроков проведения ГТО начинается с месяца, установленного для проведения первого осмотра. И новому автомобилю талон выдается на три года, в последующие два года — каждый раз на два, а потом и вовсе — только на один.
А теперь представьте: вы приобрели новый мотоцикл, но лет десять избегали представления его на первый государственный техосмотр. Все десять лет убивали мотоцикл о ямы и колдобины… Значит ли это, что на одиннадцатый год вы вправе получить талон техосмотра, как новый мотоцикл — на три года?
Нет, разумеется.
Поэтому законодатель установил: вы можете предоставлять транспортное средство на техосмотр когда угодно (рискуя, разумеется, быть оштрафованным), но сроки проведения осмотра все равно будут исчисляться строго по месяцам, начиная от времени его регистрации в ГАИ: 36 — 24 — 24 — 12.
И ни месяцем меньше…
“Двигался на автомобиле со скоростью 80 километров в час, пока не был остановлен инспектором ДПС. Он обвинил меня в том, что я превысил скорость, установленную в населенном пункте. Да, табличка “населенный пункт” была, а вот пункта в зоне видимости не было! Я пытался доказать, что эта табличка установлена с нарушением, а потому ее требования я исполнять не должен. Я прав?
Олег МАЗУРОВ”.
Действительно, в соответствии с Правилами дорожного движения, населенный пункт — это застроенная территория, въезды на которую и выезды с которой обозначены соответствующими знаками. Однако критерием, определяющим наличие населенного пункта, являются не коттеджи с банями, школы и заводы, а знаки особого предписания — “начало населенного пункта”, “конец населенного пункта”. И если эти знаки свидетельствует о том, что на данной дороге действуют правила, устанавливающие порядок движения именно в населенных пунктах, то вы обязаны соблюдать соответствующий скоростной режим.
Более того, вам не дано право на основании сомнений в законности установки дорожных знаков их требования не выполнять. Ведь в противном случае всякий водитель получил бы право подвергнуть сомнению и знак ограничения скорости “20” (мол, установлен ошибочно — на этом участке дороги можно без риска для жизни двигаться и под 100), и знак “дорога с односторонним движением” (ну ведь видно же — встречного транспорта нет…) и т.д.
Представьте, какая начнется вакханалия, если каждый водитель будет на основании собственных предположений о законности (или незаконности) установки соблюдать или не соблюдать требования этих знаков.
Страшно даже вообразить…
Поэтому требования знака надо выполнять. Однако у вас есть право подать жалобу, например, в прокуратуру на решение комиссии по безопасности дорожного движения (при местном органе власти), которая, возможно, приняла ошибочное решение об установке знака.
И лишь тогда, когда соответствующие органы по вашей жалобе примут решение о незаконной установке знака, он будет считаться установленным незаконно. А пока, кроме вас (а у вас нет права признавать знак установленным с нарушением требований ГОСТа), этого не признал никто…