Итак, теперь каждый москвич на сайте антипробочного движения сможет отметить конкретную пробку на виртуальной карте Москвы. Сотрудники центра выедут на место, проанализируют ситуацию и включат заторный участок в свой список. И вот так, всем миром (а точнее, мегаполисом), в течение лета будет написана антипробочная программа для всей Москвы. Сначала ее рассмотрит Центр организации дорожного движения правительства столицы, а затем утвердит Департамент транспорта и связи.
По данным экспертов, в Москве каждый день возникает больше 800 пробок, каждая из которых имеет свои причины, а значит, и свои способы устранения. Иногда они похожи друг на друга, иногда уникальны. Поэтому бороться с заторами нужно не чохом, а применяя индивидуальный подход.
Самыми распространенными причинами возникновения пробок, согласно исследованию транспортников, являются хаотичная организация дорожного движения, отсутствие разгонных полос и “карманов” для остановок общественного транспорта, неэффективный режим работы светофоров и отсутствие удобных “связок” между дорогами.
Сотрудники центра уверены: большие финансовые вложения требуются для устранения только 20% причин пробок, а 80% убираются легко и дешево. Где-то нужно поменять режим светофора, где-то запретить поворот, а где-то убрать (или, наоборот, поставить) разделительные барьеры. Такие несложные меры дают эффект не меньший, чем грандиозное строительство. Яркий пример — установка разделительных ограждений на подъезде к аэропорту “Шереметьево-2”.
— Недавно мы разработали программу устранения пробок на юге Москвы. Мэр Лужков ее уже утвердил, и город приступает к реализации, — говорит пресс-секретарь “Московского центра борьбы с пробками” Ксения Гаврилина. — Месяц назад гаишники изменили цикл светофоров на пересечении Варшавского шоссе с улицей Подольских Курсантов, Дорожной и Сумской улицами, Балаклавским проспектом. По данным столичного Управления ГИБДД, положительные изменения на этих участках налицо.
В качестве эксперимента на том же Варшавском шоссе был отменен левый поворот на Нагатинскую улицу при движении в сторону области. В результате шоссе получило дополнительно 25% пропускной способности. Желающие попасть на Нагатинскую улицу теперь разворачиваются чуть дальше безсветофорным способом над тоннелем через Каширское шоссе (перепробег незначительный). Правительство Москвы признало эксперимент успешным. И новая схема отныне закреплена в качестве постоянной.
Во время работы спецы обнаружили также, что нередко две крупные дороги разделяют или овраги, или сомнительные постройки, из-за которых жителям трудно выехать на центральные трассы. В Южном округе, например, такие препятствия есть в трех местах. Достаточно построить дополнительную дорогу длиной 300—400 метров — и проблема решится не только на конкретном участке, но и вокруг.
— Мы нередко слышим от чиновников разного уровня, что если устранить пробки на вылетных магистралях, то центр полностью встанет — из-за того что автомобильный поток, разогнавшись из области, “забьет” дороги. Поэтому пробки на окраинах вроде как предотвращают транспортный коллапс, — говорят специалисты антипробочного центра. — Этот довод не выдерживает никакой критики, и вот почему. Пробки на окраинах Москвы начинаются в 6.30—7.00 часов, а в центре (в пределах Садового кольца) — с 9.30. Получается, что утром автомобили просто не могут туда пробиться, потому что застревают на подъезде, а в центре в это время “простаивают” такие необходимые километры дорог.
Кстати, специалисты Ассоциации дорожных проектно-изыскательских организаций “Родос” подсчитали: один час стояния в пробке обходится легковому автомобилю в 500 рублей, пассажирскому автобусу — в 16 000 руб. В эту сумму входит амортизация транспортного средства, износ дорожного полотна, помехи в рабочем графике людей, увеличение расхода топлива и ущерб экологии.
Программа совершенствования транспортного сообщения в Южном административном округе города Москвы «Свободная дорога»