Осторожно, школы закрываются! ВИДЕО

Примерно два миллиона россиян, планировавших в будущем году стать водителями, не смогут исполнить свою мечту

Примерно два миллиона россиян, планировавших в будущем году стать водителями, не смогут исполнить свою мечту
Всем кандидатам в шоферы в ближайшие годы, возможно, не удастся получить права. А причиной тому — непомерные и сомнительные коммерческие притязания некоторых сотрудников ДОБДД МВД РФ. Влиятельные господа из этого ведомства решили по-легкому “срубить капусты” по-крупному, прикрываясь святой идеей повышения безопасности дорожного движения. А точнее — качеством подготовки водителей.

Первую попытку заработать бизнесмены в погонах предприняли еще летом прошлого года, когда Минобрнауки РФ утвердил разработанные ДОБДД МВД РФ “Требования к образовательным учреждениям и организациям, осуществляющим подготовку водителей транспортных средств, по их оснащению техническими средствами”.

Автодурдом

Согласно этой бумаге, каждая автошкола должна обзавестись собственным автодромом корейского производства. Цена вопроса — от 30 до 50 млн. рублей за штуку. Стоит умножить эту сумму на 8000 имеющихся в стране подобных учреждений, чтобы понять, какую выручку получат производители и поставщики-посредники техники даже за вычетом привычных в России двадцатипроцентных “откатов” лоббирующим их интересы чиновникам.

НАШ ЭКСПЕРТ  

Олег МАЙБОРОДА, директор инновационного центра “МАДИ-Водитель”, доцент кафедры “Организация и безопасность движения” МАДИ, к.т.н.:
 

— Стремление ГАИ сделать экзамен на площадке ведущим элементом в оценке умения кандидата в водители безопасно управлять автомобилем достигло своего апогея после знакомства с автодромом корейского типа. Его особенностью является полная автоматизация процесса проведения экзамена. Одним из доводов в пользу применения таких автодромов в России было то, что автоматизация поможет бороться с коррупцией. Однако в процессе борьбы с коррупцией забыли о цели — повышении качества оценки готовности кандидата в водители к участию в дорожном движении и вместе с водой выплеснули и ребенка.  

На корейском автодроме максимальная скорость не превышает 20 км/ч и автомобиль двигается в одиночестве. Транспортный поток двигается в городе со скоростью до 60 км/ч, а вне населенных пунктов — со скоростью до 90 и 110 км/ч. Основные причины ДТП известны: превышение безопасной скорости, нарушение правил обгона, несоблюдение безопасной дистанции и непредоставление преимущественного права проезда. Очевидно, что научиться определять безопасные значения скорости и дистанции, ехать со скоростью транспортного потока и безопасно маневрировать в нем на корейском автодроме нельзя. Невозможно также проверить это умение.

Псих не пройдет!

Но, как известно, аппетит приходит во время еды. И блюстители дорожного порядка решили (все под той же вывеской снижения аварийности) оснастить каждую автошколу неким аппаратно-программным комплексом для тестирования и тренировки психофизических качеств будущего водителя. Стоит удовольствие, представляющее собой по сути компьютер со специальной программой, сущие копейки — 130 000 рублей экземпляр. И дело даже не в том, что реальная цена подобной программы — не более 30 000 рублей, да и весьма приличный компьютер обойдется примерно во столько же. Просто радетели безопасной езды назначили всем автошколам всего одного (причем не самого лучшего) поставщика. За красивые, разумеется, глаза.

НАШ ЭКСПЕРТ  

— Автошколам вменили в обязанность иметь аппаратно-программный комплекс для тестирования и тренировки психофизиологических качеств будущего водителя. Что ж, такой комплекс может быть полезен для реализации индивидуального подхода при подготовке водителей. Но для этого необходимо выполнить ряд условий. Прежде всего провести исследования, в результате которых будет определено: при каких наборах психофизиологических качеств необходимо увеличивать продолжительность обучения вождению и насколько. Разработать и апробировать программы, предусматривающие изменение продолжительности обучения вождению в зависимости от результатов психофизиологического тестирования. Создать экспертно-консультационные центры психофизиологического тестирования, в которых специалисты-психологи смогут дать обоснованное заключение о психофизиологических и социально-психологических качествах кандидата в водители, на основании которого будет выбираться вариант программы обучения. Но ничего этого не сделано. А для автошколы аппаратно-программный комплекс — не более чем дорогостоящая бесполезная игрушка.

Легенды видео

Ну и чтобы жизнь совсем удалась, гаишники порешили оборудовать сначала все учебные машины видеокамерами (хотели семью, но поимели совесть и снизили аппетиты до четырех, да и число оснащаемых техникой авто сократили). Понятное дело, что комплект стоимостью 100 000 все еще “деревянных” школам разрешено покупать только у двух аккредитованных милицейским ведомством структур. Иначе нельзя, ведь у других продавцов он стоит ровно в пять раз дешевле.



НАШ ЭКСПЕРТ  

— Методика проведения квалификационного экзамена в реальных условиях обладает наибольшей коррупционной емкостью. Желая снизить ее, ГИБДД не пошла по пути разработки измеряемых критериев безопасности управления, а решила установить на экзаменационные автомобили видеокамеры для контроля качества проведения экзамена. Применение 4 видеокамер будет приносить за каждый час экзамена 4 часа видеозаписи. Кто, когда и по каким критериям будет их оценивать? Пока что на эти вопросы ответа нет. Еще больше вопросов вызывает требование об установке видеокамер на учебные автомобили. Первоначально хотели оборудовать ими все автомобили. Сейчас — каждый четвертый, что делает всю затею совершенно непонятной. При оборудовании всех автомобилей ГИБДД собиралось контролировать качество процесса обучения, что, как я уже говорил, просто нереально. Но для чего можно хотя бы теоретически использовать видеозапись с каждого четвертого автомобиля?

Небоевые потери

В итоге подобных реформ число автошкол автоматически снизилось бы раз в десять минимум. Но и на оставшихся можно было бы неплохо наварить. А вот то обстоятельство, что миллионы граждан страны (причем наиболее активных) окажутся лишенными возможности получить водительское удостоверение; покупать, как следствие, автомобили; элементарно получить профессию — и все это в итоге приведет к социальному взрыву, не волнует никого. Как и тот факт, что в уцелевших автошколах стоимость обучения достигнет запредельных для большинства россиян высот — никак не меньше 100 000 рублей (по самым оптимистичным экспертным прогнозам).  

Однако блицкриг за длинным рублем не удался. Высокое гаишное ведомство, за последние несколько лет привыкшее к тому, что все его капризы власть исполняет беспрекословно (хотите высокие штрафы — берите; мечтаете сажать водителей за решетку — будьте любезны; миллиарды бюджетных рублей на ветер, то есть на невнятную целевую программу повышения безопасности дорожного движения, — да сколько угодно…), даже не потрудилось обставить сулящие золотые горы новации в законном порядке. В итоге выставленные ГАИ “Требования…” были не зарегистрированы в Минюсте и под этим благовидным предлогом, дающим к тому же возможность маневра, отменены. А на самом деле — отозваны министром образования Фурсенко под давлением ФАС. Антимонопольное ведомство усмотрело в “Требованиях…” нарушение законодательства и завело дело. И если бы указанный документ отменил ФАС, в Минобрнауке полетели головы. Итак, чиновники дали задний ход. Правда, потерь среди мирного населения избежать все равно не удалось. ГАИ провела разъяснительную работу с Минобрнауки РФ, ответственным за выдачу автошколам лицензий, и подчиненные г-на Фурсенко их до сих пор не только не выдают, но и не продлевают. В итоге десятки школ уже прекратили свое существование, сотни близки к тому. Если же затея ГАИ выгорит — на улице окажется более 50 000 бывших преподавателей автошкол. Так придорожная полиция страны готовилась ко второму походу за баблом. И он начался.

День “Икс”

Уже готовы новые условия лицензирования и собственно учебные программы, которые начнут действовать с 1 января 2011 года. Причем конструкция всех документов выглядит таким образом, что напрямую не требует от автошкол колоссальных финансовых вливаний, но, по сути, даже настаивает на них.  

Более того, ДОБДД решил подстраховаться и оснастить-таки автошколы всем перечисленным оборудованием через Закон РФ “О безопасности дорожного движения”. Причем под видом улучшения качества оказания государственных услуг! И вот уже целая правительственная Комиссия по административной реформе совершенствует процедуру приема экзаменов и выдачи прав путем — правильно! — установления требований к материально-технической базе автошкол. То есть обязует покупать все те же автодромы, аппаратные комплексы и видеокамеры. Как качество оказания госуслуг связано с оснащением негосударственных образовательных учреждений — простому гражданину (а уж тем более — собственнику бизнеса) понять невозможно.  

И что самое обидное — милицейские новации нисколечко не отвечают поставленным целям — поднять подготовку будущих водителей на принципиально новый уровень.  

Дело в том, что качество обучения определяется уровнем требований, предъявляемых на квалификационном экзамене. А они четко не определены. Методика проведения квалификационного экзамена построена на субъективных оценках при низкой квалификации экзаменаторов. И ГАИ так или иначе (с первой ли попытки, со второй ли, с десятой) выдает вожделенные “корочки” всем желающим. Другими словами, в автошколах сегодня учат плохо потому (и с этим как раз никто не спорит), что не надо учить лучше того, что потребуют на экзамене.

Выхода нет?

А между тем нет никакой необходимости изничтожать автошколы и награждать ГАИ правом раздавать наивыгоднейшие контракты. Проблема качественной подготовки водителей давно и успешно решена не только в странах ЕС, но и в России. Правда, гражданскими специалистами, а не учеными и коммерсантами в погонах. Но им ДОБДД МВД РФ не предлагает равноправного участия в разработке, обсуждении и оценке тех или иных предложений. Хотя даже беглое знакомство с готовыми к практическому применению исследованиями, методиками и даже техническими разработками специалистов МАДИ (концепция повышения безопасности дорожного движения, основанная на применении измеряемых критериев безопасности), МИРЭА (маршрутный компьютер, измеряющий и оценивающий соответствие показателей качества управления автомобилем требованиям безопасности) и других структур говорит о том, что хорошего водителя можно подготовить уже сегодня и без особых затрат. “МК” обязательно расскажет об этих новациях.

КСТАТИ

Директива ЕС по подготовке водителей устанавливает требования к умению управлять автомобилем, к маршруту и времени проведения экзамена, к экзаменаторам и системе их подготовки. Но в документе нет ни слова об оснащении автошкол.

СПРАВКА "МК"

В ЕС, где нет автодромов, подобных корейскому (да и вообще автодромов при автошколах в том виде, что хотят насадить у нас), аварийность в три раза ниже, чем в России. А в Корее, опыт которой мы пытаемся перенять, аварийность в два с половиной раза выше, чем в России.

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру