От Нового года принято ждать чудес чудесных. И хотя по большому счету всем понятно, что ничего экстраординарного не произойдет, но ведь хочется душе переживаний — либо счастья, либо трагедии. Но все потрясения, как назло, если и случаются, то стабильно в другие месяцы.
Нынешний январь не оказался исключением. Никаких сенсаций, никаких поводов для ликования оптимистам, да и пессимистам тоже. А может, оно и к лучшему после двух лет тектонических сдвигов и потрясений — пусть все наконец устаканится и пойдет более-менее прогнозируемым путем?
Итак, к цифрам. По данным аналитического агентства «Автостат», в январе 2024 года в России было куплено 80 212 легковых автомобилей: на 77% больше, чем в том же месяце 2023-го. Удивительно? Да ни капли, ибо прошлый год явился отголоском года позапрошлого, катастрофического для авторынка нашей страны по всем параметрам.
По отношению к декабрю падение составило 32,9%. Есть повод для трагических стонов? Ровно никакого, поскольку декабрь всегда отличается достаточно высоким уровнем продаж, а январь — одним из самых низких, в том числе из-за длительного загула граждан в новогодние каникулы. Во вполне благополучные времена картина была примерно такой же: сокращение реализации легковых автомобилей в январе 2013-го по сравнению с декабрем 2012-го составила вообще 36%.
Председатель комитета автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ) Алексей Калицев прокомментировал сей факт достаточно сухо: «На динамику рынка оказала влияние продолжающаяся адаптация к внутренним и внешним факторам. Одним из таких факторов является перенасыщение рынка, обусловленное высоким уровнем складских запасов, сфокусированных в сегменте кроссоверов. Также цифры роста обусловлены низкой базой января прошлого года… Очевидно, что продолжается влияние существенного повышения ключевой ставки, утилизационного сбора и других факторов, из-за которых многими клиентами откладывается покупка нового автомобиля».
Тут не вредно было бы вспомнить слова товарища Саахова из легендарной комедии Гайдая:
— Все это, конечно, так. Все это верно, да. Бумага написана правильно. Все хорошо. Так это с одной стороны, да? Но есть и другая сторона медали...
Откуда взялись эти странные складские запасы и о каком перенасыщении рынка говорит уважаемый председатель? Ведь на самом деле рынок дико недонасыщен, даже сейчас продажи составляют всего 2/3 от минимального количества, необходимого для нормального функционирования отрасли. Цены — совершенно безумные, фактически запретительные. Выбор предлагается в основном между китайским и китайским, в бюджетном сегменте — между АвтоВАЗом и АвтоВАЗом.
При этом финансово-экономические структуры государства делают все возможное, чтобы ситуация не улучшалась, а напротив, усугублялась. Отсюда и запасы, отсюда и нежелание покупателя переплачивать втридорога за автомобили, которые им не сильно симпатичны. Более того, на государственном уровне продолжается вакханалия с проталкиванием бредовой идеи «экологической чистоты» электромобилей, которая постепенно начинает давать свои результаты. Иначе как на восьмом месте по продажам мог оказаться Lixiang со своими одноразовыми гибридами и электрокарами по «бросовой» цене от 7 млн рублей?
Раз уж речь зашла о местах, то лидирует по-прежнему LADA, хотя ей и приходится нелегко. Значительная часть резервов роста исчерпана, поэтому ее экспансия отстает от средней по рынку. По сравнению с декабрем прошлого года объем продаж ведущей отечественной марки увеличился на 26,4%. За ней следует тройка «китайцев» — Haval, Geely и Chery (8801).
Совокупно все марки из Поднебесной оккупировали 60% российского рынка, отечественные бренды — 31%. При этом надо иметь в виду, что речь идет именно о происхождении «брендов». То есть «Москвич», «Эволют» и прочие марки считаются за отечественные, а значит, по факту китайцы оттяпали несколько больший кусок, чем демонстрирует вышеприведенное число.