«В связи с вступлением в силу поправки к ГОСТ Р 50577-2018 «Знаки государственные регистрационные транспортных средств. Типы и основные размеры. Технические требования» с 18 октября 2023 г. допускается использование переднего регистрационного знака тип 1А вместо регистрационного знака тип 1, - отмечается в письме начальника федеральной ГИБДД Михаила Черникова к руководителям подразделений службы. - Учитывая вышеизложенное, необходимо довести данную информацию до личного состава подразделений Госавтоинспекции и обеспечить ее применение в рамках осуществления контроля (надзора) в области безопасности дорожного движения, исключив неправомерное привлечение водителей транспортных средств к административной ответственности».
Напомним, предыдущая версия ГОСТ вводила двухстрочные («квадратные») номерные знаки для установки на тех автомобилях, где штатно не получается установить стандартный однострочный. Однако первые годы это разрешение действовало только для задних номеров — передние должны были быть строго однострочными.
- Возможно, когда это придумали, речь шла о защите интересов владельцев классических машин, - предполагает собеседник «МК» в ГИБДД Московской области. - Ведь советские номера «черного» стандарта, выдававшиемся с 1959 по 1980 годы, именно такие: спереди однострочный, сзади двухстрочный. И под эти номера спроектированы номерные площадки у «Волг», «Москвичей», «Жигулей» и так далее выпуска до 1980 года. Или владельцы американских машин — у них задняя площадка тоже под квадратный номер.
Напомним, с 1980 года номерные знаки для легковых автомобилей в СССР, а потом и в России, стали однострочными и спереди, и сзади (по европейскому стандарту). До 2018 года владельцы автомобилей, импортированных с американского или японского рынка, а также автоклассики, использовали разного рода адаптеры, в том числе с подсветкой: по техрегламенту, номерной знак должен быть подсвечен, а штатные лампочки оказывались на штатной же площадке под «квадратный» номер и были бесполезны.
Еще один вариант адаптации — установка однострочного номера в изогнутом виде. Однако в этом случае инспектор ДПС при проверке мог придраться к деформированному номерному знаку. Правда, как рассказал «МК» источник в ГИБДД Московской области, как правило, инспекторы смотрели на это сквозь пальцы.
- Изменения, которых давно ждали, - отмечает в своем блоге автоэксперт Александр Шумский. - Раньше возникала юридическая коллизия, ведь на авто с нестандартными креплениями под госномер спереди - установить его без деформации невозможно, а это тоже запрещено правилами.
Правда, представители ряда российских автоклубов опасаются, что теперь, когда достаточно многочисленным владельцам «японцев» обеспечили возможность пользоваться штатными посадочными местами для номерных знаков, отношение инспекторов к любым вольностям в этом смысле (например, к смещенным номерным знакам, к установке их на решетке радиатора и т. п.) будет намного строже.