Еще год назад слова о том, что «мы еще увидим новые автомобили под маркой «Москвич», выглядели утопией. Иногда реальность превосходит ожидания во всех смыслах — и сейчас о возрождении марки говорится официально.
Как сообщил мэр Москвы, завод забирают на баланс города и возобновляют производство легковых автомобилей под историческим брендом «Москвич».
По словам градоначальника, коллектив завода и его смежников постараются по максимуму сохранить, основным технологическим партнером станет Камский автомобильный завод. Пока что речь пойдет об автомобилях с двигателями внутреннего сгорания, но на перспективу планируется линейка электромобилей.
— На мой взгляд, это исторически беспрецедентное событие — возрождение марки именно на той же территории, где и было производство, — сказал «МК» руководитель автоклуба «Москвич» Виктор Журлов. — Правда, я боюсь, что, скорее всего, мы не увидим «Москвичей» с фамильными чертами во внешности, пусть и с поправкой на современный стиль и моду. Наиболее вероятно, что это будут те же «Рено», но с другим логотипом… Тогда как оригинальный «Москвич» был автомобилем самобытным, со своей конструкторско-инженерной школой.
— Понятно, что в идеале Москва должна была бы попытаться сохранить то же производство, поменяв поставщиков на компании из лояльных к нам стран, — рассуждает бывший заместитель главного конструктора АЗЛК Алексей Джигурда. — Но не могу не сказать: выпускать под этой маркой что-либо на основе логановских «штамповок» считаю идеологически принципиально неправильным. Меньше всего хотелось бы, чтобы эту бутафорскую униформу изгоя глобального мира украсили надписью «Москвич».
Жесткие оценки людей, знающих и любящих советские «Москвичи», не должны удивлять: «Логаны» разрабатывалась как глобальный автомобиль для стран третьего мира. «Москвич» — история совершенно другая: концептуально эти машины всегда были хотя и народными, но не «бюджетными» авто.
Реальность, однако, такова, что тех самых «Святогоров» или «Москвич-2140», конечно, уже никто не выпустит. «Нет ни оснастки, ни самого производства, конструкция сильно устарела», — признает Алексей Джигурда. Принципы организации производства, которые когда-то были на больших советских заводах — все делать у себя, — тоже изжили себя еще в СССР. Например, для классических «Москвичей» коробки передач производились на заводе в Омске (и вызывали, заметим, ох какую критику со стороны АЗЛК и автолюбителей). А двигатели выпускались в Уфе (это производство несколько лет назад тоже «пало смертью храбрых», не пережив окончания производства «Москвичей» и ижевских автомобилей).
— От большого числа смежников сейчас не уйти, все компонентное производство эффективно, лишь будучи высокоспециализированным, — подчеркивает конструктор. — Вопрос, что и из каких компонентов производить. Если это не то, что уже есть, — во что встанет постановка на производство и каков рынок?
«Могут договориться и сделать Москву основной сборочной площадкой, вообще уйдя от французских моделей, — рассуждает Алексей Джигурда. — Вопрос, что будет, если «Рено» захочет вернуть свои активы, — ведь в течение 6 лет за ними сохраняется такая возможность». Но это, что называется, уже совсем другая история.