Немногие автомобилисты знают, что по приказу МВД РФ сотрудники ГИБДД обязаны находиться во время службы в зоне прямой видимости, а уж тем более не имеют права прятаться за деревьями с мобильными радарами и скрывать за другими объектами-сооружениями служебный автомобиль.
Более того, после недавнего директивного письма главы МВД Владимира Колокольцева о необходимости борьбы с коррупцией внутри ГИБДД стал действовать запрет, как уже было сказано, на применение мобильных спидганов типа «Визир», «Бинар», «Сокол-Виза», «Беркут» и других.
Но для гаишников Татарстана закон не писан — как сообщили «Интерфаксу» в УГИБДД республики, инспекторы могут совершенно спокойно использовать радары «после определения порядка применения мобильных средств руководителем территориального органа МВД России на региональном уровне».
Иными словами, разрешить экипажам снова прятаться в кустах может начальничек местного значения, хорошо если действительно заинтересованный в реальном снижении аварийности, а не только в пополнении бюджета (как регионального, так и личного). Но, как мы увидим дальше, такой заинтересованности у местных полицейских нет.
В Татарстане возобновление работы гаишников, вооруженных пресловутыми «фенами», объяснили ростом ДТП в регионе. Но при этом сильно слукавили, если не сказать — обманули. Да, число аварий за 8 месяцев этого года тут увеличилось по сравнению с аналогичным периодом года прошлого. Но всего на 1,4% — в рамках арифметической погрешности. При этом число погибших в них сократилось на солидные 11,6%.
Но самое любопытное в том, что количество ДТП, случившихся по вине водителей легковушек (против кого в основном и используются сомнительные спидганы), в этом году сократилось почти на 4%! Кроме того, сократилось количество погибших и раненных в них людей — на 19,5 и 2,7 процентов соответственно. А прирост аварийности обеспечили шоферы грузовиков. Вот с ними-то местной ГАИ и надо работать. И в свете всего сказанного выходит, что запрещенные министром, но разрешенные местным начальством спидганы нужны служивым в целях, очень далеких от обеспечения безопасности дорожного движения.
Но главная беда в том, что татарский опыт «легализации» гаишных засад с сомнительной аппаратурой в руках очень быстро может распространиться по всей России. Дело в том, что Татарстан уже довольно давно является для отечественных правоохранителей чем-то вроде полигона для обкатки непопулярных у автомобилистов страны методов и способов работы. Достаточно сказать, что именно здесь была изобретена и впервые в России внедрена пресловутая «Автодория». Напомним, что принцип работы этих комплексов автоматической фиксации нарушений скоростного режима основан на регистрации не моментальной скорости авто, а средней — на участке дороги между двумя стационарными камерами. При этом камеры эти по определению не в состоянии корректно измерять скорость в условиях реальной жизни. Дело в том, что в «Описании типа средства измерения» указанных приборов русским по белому сказано, что «система обеспечивает измерение средней скорости движения транспортных средств, если (!) участок дороги, ограниченный двумя регистраторами, прямолинейный, не содержит поворотов и перепадов высот». Условия для наших дорог в большинстве своем невыполнимые. И тем не менее татарская разработка успешно трудится чуть ли не на всех дорогах России.
Как бы очередное «изобретение» татарстанских автоинспекторов не обернулось столь же тотальным его «внедрением» по всем городам и весям нашей необъятной родины.