В Россию приплыла радиация

Грозит ли заражение нашим территориям?

Частицы радиоактивных веществ, попавших в атмосферу в результате аварии на АЭС “Фукусима-1”, могут распространиться по всему миру. Занесет ли радиоактивное облако на территорию России? Об этом “МК” спросил заместителя директора ГУ “Гидрометцентр России” Дмитрия Киктева.

Грозит ли заражение нашим территориям?
Некоторые из безымянных героев-ликвидаторов.

— Существует ли вероятность, что радиоактивное облако приблизится к нам на близкое расстояние?

— На сегодняшний день такой опасности нет. Во-первых, ветер в минувшие дни уже развеял существенную часть примесей над океаном. Во-вторых, проходя огромные расстояния, радиоактивные облака очень быстро теряют свои “волшебные свойства”, и до территории России они могут донести лишь ничтожные концентрации вредных веществ. Ну и в-третьих, сам ветер сейчас дует не в нашу сторону. В районе японского побережья на его направление все еще оказывает влияние зимний муссон, перемещающий воздушные массы в сторону океана. Направление ветра изменится на обратное только в апреле—мае, но тогда у нас, хочется надеяться, уже не будет никаких оснований для паники.

— Насколько я знаю, российские ученые пристально следят за облаком?

— Разумеется. В Приморском, Сахалинском и Камчатском управлениях по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды отслеживаются все изменения. По данным местных постов контроля радиации, ухудшение радиационной обстановки в России не было зафиксировано еще ни разу. Кроме того, гамма–спектрометрический экспресс-анализ суточных проб атмосферных аэрозолей и выпадений, отобранных во Владивостоке, показал отсутствие в воздухе аварийных радионуклидов техногенного происхождения.

Радиация повсюду

Смотрите видео по теме

— В Японии радиоактивные частицы загрязнили не только воздух и воду, но и продукты. Российские ученые не проводили измерения на... овощах, к примеру.

— Нет необходимости, если вредных примесей нет в воздухе. А в Японии в самом деле в 46 километрах от Фукусимы повышенные уровни содержания радиоактивных изотопов йода и цезия отмечены в молоке, шпинате и оливках. Наибольший уровень концентрации радионуклидов зафиксирован в шпинате — от 8400 до 15 000 Бк/кг по йоду-131 и от 230 до 520 Бк/кг по цезию-137. Наши ученые проводили измерения только в воздухе. По российским нормам радиационной безопасности, допустимая объемная активность йода (I-131) в воздухе для населения составляет 7,3 Бк/м3, а для цезия (Cs-137) — 27 Бк/м3. У нас, как я уже сказал, эти нормы не были превышены.

В связи с аварией на “Фукусиме-1” приняты меры по контролю за уровнем радиации при проверках в аэропортах и на водном транспорте пассажиров и грузов из Японии. Уже введен запрет на поставки продовольствия из шести префектур страны — Ганма, Фукусима, Чиба, Ибараки, Нагано и Точиги, — где выявлены случаи превышения норм по содержанию йода-131 и цезия в пищевых продуктах. В грузах, которые успели прибыть на Сахалин из Японии после 11 марта, загрязнения радиоактивными частицами не обнаружено.

Между тем в Ванино, морском пункте пропуска через госграницу в Хабаровском крае, было задержано судно со следами радиации. Корабль под флагом Панамы следовал из японского порта Кавасаки, куда он доставлял пиломатериалы, и на обратном пути проходил недалеко от места аварии на АЭС “Фукусима”. В машинном отделении судна уровень гамма-фона был превышен в 3 раза. Сейчас корабль отправлен на карантинную стоянку, а экипаж из 19 человек (из них 18 — граждане России) — под медицинское наблюдение.

В самой Японии реактор третьего энергоблока АЭС “Фукусима-1” продолжают охлаждать морской водой. На всех шести энергоблоках станции уже восстановлено электроснабжение, однако штатную систему охлаждения запустить пока не удалось. Японцы опасаются, что при включении может произойти замыкание и новый взрыв. Повышение уровня гамма-фона, спровоцированное аварией, отмечено в десяти префектурах страны. По сообщениям Агентства по атомной и промышленной безопасности Японии, трое рабочих АЭС пострадали от полученной дозы радиации, двое из них госпитализированы.

В Токио ввели ограничение на продажу питьевой воды — не более двух полулитровых бутылок в одни руки. Попытки скупить столько питьевой воды, сколько можно унести, жители столицы стали предпринимать после сообщения о радиационном заражении городского водопровода. “Мэрия Токио начала раздачу бесплатной воды, — сообщил наш корреспондент в Токио Юрий Синалеев. — Достается немного на человека, но все же... Американцы тоже очень помогают. Развозят продукты и раздают бесплатно. Молодцы, им люди очень признательны. Берут те, кому действительно нужно. И, несмотря на постоянные землетрясения в 4—5 баллов, мы потихоньку зализываем раны. А как иначе. Вот и у меня около дома сегодня восстанавливали полуобрушившийся заборчик”.

Как обезопасить себя от продуктов, зараженных радиацией?

По словам завлабораторией сейсмического мониторинга Института геоэкологии им. Е.М.Сергеева РАН Александра ЖИГАЛИНА, все продукты, выращенные в пределах 30-километровой зоны от “Фукусимы-1” и “Фукусимы-2”, запрещены к продаже. Может ли что-то из запрещенного попасть через наши таможни? Скорей всего нет, потому что там проводится досмотр. Но если вам все же неспокойно, купите дозиметр, это можно легко сделать через Интернет. В зивертах он покажет, насколько радиоактиен тот или иной продукт. По установленной предельно допустимой санитарной норме, он должен фонить не больше 0,2 микрозиверта в час. Но даже если датчик покажет 20 микрозивертов, сильно беспокоиться тоже не стоит.

Можно ли повлиять на стихию?

— Энергия стихии неподвластна человеку. Японское землетрясение имело энергию атомной бомбы (10 в 18 степени джоулей). Единственное, что тут можно сделать, это строго руководствоваться строительными нормами для сейсмоопасных районов и повышать организованность населения, — говорит Жигалин.

Кстати, о необходимости строго соблюдать нормы при строительстве АЭС накануне в своем видеоблоге говорил и президент Дмитрий Медведев. В частности, он предложил всему миру перенять эти нормы у России.

По мнению президента, необходимо на международном уровне:

— ограничить строительство атомных станций в сейсмически опасных зонах;

— своевременно заменять старые, выработавшие свой ресурс реакторы на новые энергоблоки, сооружая их, естественно, с максимальными барьерами защиты. В качестве примера приводится пример строящейся российскими специалистами АЭС в Куданкуламе (Индия). Там предусмотрена система так называемого пассивного отвода тепла.

— Президент приводит в пример российские нормативы, которые предусматривают запрет на строительство АЭС там, где может быть землетрясение больше чем 8 баллов, — поясняет пресс-секретарь Росатома Сергей НОВИКОВ. — Если есть нормы в России, почему бы не рекомендовать их и другим странам. Ведь задача изыскателей заключается не в том, чтобы определить, какая территория сейсмоопасна, а какая нет, а в том, чтобы даже в сейсмоопасной зоне найти такую площадку, которая была бы устойчива к толчкам. Кстати, в свое время такая площадка была найдена в сейсмичной Армении — и АЭС там работает до сих пор, выдерживая землетрясения.

Возможны ли новые взрывы на реакторах АЭС “Фукусима-1”?

На этот вопрос ответил по телефону зампред Госдумы, президент Российского газового общества Валерий ЯЗЕВ:

— По моим оценкам, в реакторах блоков 1 и 3 воды уже может не быть, следовательно, водород в них не образуется. Реакторы блоков 2 и 3 скорее всего разгерметизированы. Состояние остальных реакторов АЭС “Фукусима-1” удовлетворительное. Таким образом, новые взрывы водорода маловероятны.

Сюжет:

Катастрофа в Японии

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру