Наглая, вызывающая, неугомонная, притягательная каким-то внутренним сломом и пронзительной тоской миланская проститутка, влюбленная в Рокко (Ален Делон) и погибающая от тринадцати ударов ножом его брата Симоне (Ренато Сальваторе, будущий муж актрисы) из “Рокко и его братьев” Лукино Висконти. С этого черно-белого шедевра могла бы и начаться по-настоящему огромная слава будущей легенды французского кино Анни Жирардо, но ей пришлось ждать своего часа без малого десять лет, чтобы в 70-е и 80-е войти в историю как самая успешная актриса Франции.
Она трижды получала “Сезара” и по разу — премию Венецианского и Каннского кинофестивалей. Опробовала все жанры — от незатейливой комедии с Луи де Фюнесом до пронзительной драмы у Висконти. То перебивалась случайными ролями в парижских театрах, то играла в фильмах, неоднократно перешагнувших в прокате порог в миллион зрителей. Снималась у таких разных режиссеров, как Марко Феррери (“Диллинджер мертв”), Клод Лелуш (“Отверженные”) и Михаэль Ханеке. Ее мамаша в “Пианистке”, спящая с дочерью (Изабель Юппер) в одной кровати и не дающая той прохода, порой казалась куда страшнее, чем весь довольно невыносимый для просмотра фильм. За эту роль она и получила свою каннскую награду.
В памяти зрителей Жирардо так и осталась непобежденной женщиной, которая даже в инвалидной коляске (на которой передвигалась ее героиня из сериала “Воротилы”, французская журналистка, ищущая справедливости для российского бизнесмена) источала огромную энергию и жажду жизни.
По словам ее дочери, в 2010 году Анни Жирардо забыла, что когда-то была актрисой. Не страшно — мы об этом никогда не забудем.
* * *
Знаменитую актрису многое связывало с Россией. Она снималась у Сергея Герасимова в “Журналисте” в небольшой роли себя, приезжала на Московский кинофестиваль, играла здесь в театрах, в сериалах и даже отмечала 75-летний юбилей.
О своей работе с Жирардо в сериале Валерия Ахадова “Свободная женщина-2” вспоминает Екатерина Вуличенко:
— В отличие от Валерия Бакиевича, который уже работал с ней до этого в фильме “Руфь”, я видела Анни Жирардо в первый раз. На меня произвело большое впечатление то, что она, будучи легендой мирового кинематографа, оставалась абсолютно простым человеком. Постоянно шутила, смеялась. Ее обожала вся съемочная группа. Я тогда еще подумала: “Вот у кого можно поучиться не только актерской игре, но и тому, как надо вести себя на площадке”. Я не говорю на французском, а Жирардо не говорила на русском, но у нее была чудная переводчица, и мы могли постоянно общаться в перерывах. Такой я ее и запомнила — с улыбкой. А еще она никогда не расставалась с крепкими сигаретами Gitanes и очень любила мороженое.
Антон Косков, режиссер сериала “Воротилы”, стал одним из последних, кому удалось поработать с актрисой на площадке:
— У нас были некоторые сомнения, стоит ли брать ее на эту роль в связи с ее самочувствием, но ее помощники нас убедили, что она в состоянии справиться с таким небольшим съемочным периодом. Волновались мы зря: Анни продолжала и могла работать. Правда мы держались определенного съемочного графика, потому что периоды, в которые Жирардо могла сконцентрировать внимание, показывая все свое актерское мастерство, были не длинные. Поэтому мы старались все подготовить, чтобы ее присутствие в кадре и на площадке было как можно короче и оставалось достаточно времени на отдых. Прежде всего это касалось ее внимания. Ей было трудно сосредоточиться. Рядом с ней была специальная девушка, которая ей помогала. Особенно сильно Анни выглядела как раз в моменты проблесков, когда ее внимание восстанавливалось. Представьте: звучит команда “Мотор!”, и вдруг ты видишь, как она перевоплощается из уже пожилой актрисы в такой яркий темперамент и сильный характер. В этот момент ты понимаешь, как много стоит за этим человеком.