Грудью за демократию

Украинские красотки из движения FEMEN — “МК”: “Хотим устроить топлес-акцию протеста в России, но боимся, что у вас сутками в КПЗ не отделаемся”

В любое время дня и ночи они готовы снять с себя одежду и выйти на люди в чем мать родила. Чаще всего эти юные обнаженные девицы стоят на центральных улицах украинской столицы Киева в одних трусах. Их задача — своими стройными телами завлекать людей — и стар и млад, чем больше, тем лучше.

Украинские красотки из движения FEMEN — “МК”: “Хотим устроить топлес-акцию протеста в России, но боимся, что у вас сутками в КПЗ не отделаемся”

Обнажая средь бела дня перед всем честным народом грудь, а с недавних пор — и пятую точку, украинки из движения FEMEN протестуют против действий властей, которые девушкам не нравятся. Украинские политики всякий раз хватаются за голову, когда узнают об очередной топлес-акции протеста в сердце Киева. Но поделать с чертовками ничего не могут.

Спецкор “МК” отправилась в столицу Украины выяснить, в чем же феномен пресловутых FEMEN.

Под сердцем у “Купидона”

“Штаб-квартира” FEMEN затерялась в самом центре Киева, в двух шагах от Крещатика, на улице Пушкинской. В пристанище эпатажных красоток ведет крутая лестница. Над ней еле заметная вывеска — арт-кафе “Купидон”. Действительно, как еще могло называться местечко, приютившее столь неординарную организацию?.. В это полуподвальное помещение, состоящее из нескольких залов, феминистки приходят каждый день как на работу. Здесь они общаются с поклонниками, агитируют сторонников и сюда же приглашают журналистов.

В проходе между курящим и некурящим залами — стена славы FEMEN. Десятки газетных вырезок, фотографии, свешивающиеся над головой бюстгальтеры и трусы — вся эта нехитрая атрибутика у новых посетителей заведения вызывает живой интерес. А если повезет, девчонок можно прямо здесь увидеть топлес во время очередной фотосессии. Здесь и фотостудия: фотограф, арендующий помещение, — поклонник FEMEN, а потому снимает девушек совершенно безвозмездно. Впрочем, бескорыстно феминисткам помогает не только он, а еще операторы, программисты, юристы, бухгалтер… Целая команда “сочувствующих”.

“Доска славы”. фото: Екатерина Петухова

Лидер и основатель движения FEMEN, 26-летняя Анна Гуцол, затягиваясь сигаретой, просматривает записи в ежедневнике: 24 января — утвердить верстку журнала loaded с FEMEN на обложке; 25 января — интервью газете “Московский комсомолец”; 26-е — беседа и фотосъемка для France Press; 27-е — встреча с Артемием Лебедевым и т.д. График FEMEN расписан на многие недели вперед. Сама Аня от “голых” дел давно отошла, перестала разрывать на груди бюстгальтер и участвовать в скандальных акциях. Теперь ее место — все время в “офисе”. Блог в Интернете, рассылка фотографий, ответы на многочисленные письма — вот что лежит на ее плечах. Кроме того, Аня Гуцол координирует все проходящие акции и, более того, является их главным идейным вдохновителем. Именно в голове этой скромной и кроткой на вид девушки бьет фонтан бурных фантазий, превращающихся в итоге в скандальные топлес-пикеты, от которых у большинства прохожих, невольных зрителей шоу, волосы дыбом встают.

— История FEMEN началась в 2008 году, когда я из родного Хмельницкого переехала в Киев. Не то чтобы меня озарило в один миг. Я давно думала над созданием чисто женского движения, даже были попытки сделать это еще в Хмельницком, но все это было не то. Хотя накопленный опыт как раз и помог мне организовать FEMEN, — вспоминает Аня Гуцол. — Было тогда всего лишь с десяток девчонок, а сегодня нас по всей стране около трехсот человек. Но самых активных, которые могут сорваться в любой момент и примчаться на акцию, примерно 25 девочек. Сначала мы не раздевались, просто придумывали креативные лозунги и места для своих протестов. Топлес-акции начались примерно год назад.

— “Обнаженка” связана с началом президентства Виктора Януковича?

— Во многом да. Нам категорически не нравится политика, которую проводит нынешнее руководство страны: подавление демократии, ориентация на “старшего брата” из Кремля. Мы ничего не имеем против России и россиян — наоборот, мы их очень любим. Но мы против того, чтобы власти Украины “ложились” под Медведева и Путина. Хотя и без этого Янукович и его команда дают нам очень много поводов для высмеивания и протестов одними своими высказываниями. Как говорится, грех жаловаться.

Акция в защиту прав журналистов.

“Сиськограф” для иностранца

Не успевает идеолог FEMEN закончить мысль, как за наш столик подсаживается яркая блондинка. Одна из главных активисток движения, 20-летняя Инна Шевченко, приехала в Киев из провинциального Херсона. И покорила столицу голой грудью. Студентку престижнейшего украинского вуза — Киевского госуниверситета им. Тараса Шевченко — не останавливают ни порицание со стороны родителей, ни косые взгляды преподавателей, которым зачастую приходится беседовать с представителями Службы безопасности Украины, посещающими альма-матер Инны после особенно дерзких топлес-акций протеста, ни ночи, проведенные в камере предварительного заключения за хулиганство. Да что там: активистку FEMEN за прилюдную демонстрацию обнаженного тела уволили с работы из киевской городской администрации. А ей все нипочем.

— Инна, что же тебя, молодую, красивую, заставило раздеваться на улице?

— Я долго наблюдала со стороны за тем, что делают девочки из FEMEN, и восхищалась ими. А потом решила: чем я хуже? Я не тупая кукла, я думающий человек, понимаю, что за процессы происходят в Украине, что делается в мире. Почему я должна сидеть сложа руки, когда страна загибается? Ради лучшей жизни людей мне не жалко голой постоять на морозе полчаса. В креслах правителей Украины сидят люди мужского пола, которые с головой погрязли в коррупции, они ничего не могут сделать для народа. Так дайте попробовать нам, женщинам! Мы тоже хотим посадить свои молодые упругие попы в министерские кресла!

— А где заканчивается ваш феминизм? Вы и в постели хотите доминировать над мужчинами?

Аня: — Бытовой жизни наша идеология не касается. Мы хотим политического матриархата. Или хотя бы чтобы женщины и мужчины управляли 50 на 50. Так будет честно. А вообще FEMEN мечтают о своей политической партии, чтобы пойти с ней на выборы. Но у нас нет на это денег. К тому же на Украине ужесточили процесс регистрации, и нас могут попросту не допустить до выборов даже с партией.

Акция “Кровосиси”.

Как ни пыталась я добиться от девушек признания, кто же за ними стоит и на какие средства они существуют, представительницы “голой” оппозиции так и не раскололись. Твердо стояли на своем: никакой политической силы за нами нет, деньги добываем сами как можем, например, сейчас открыли линию продажи сувениров с символикой FEMEN. Повышенным спросом, говорят, пользуется сувенир “сиськограф”. Так называется отпечаток раскрашенных сисек на холсте. Можно заказать сиськограф любой понравившейся участницы FEMEN с личной подписью на память. Отпечатавшиеся на полотне груди покупают в основном иностранцы, которые, по словам девушек, “просто балдеют от этой фишки”. Цена вопроса — 50 долларов.

— Инна, у тебя наверняка есть молодой человек. А у кого-то из девочек уже и мужья, вероятно. Ваши вторые половины не против того, чтобы на ваши прелести пялились все кому не лень?

— Конечно, у нас много замужних девушек. И у меня есть парень. Вторые половины с пониманием и с поддержкой относятся к нашей деятельности. Другого мужчины рядом с девушкой из FEMEN просто не может быть.

— Аня, девчонки, участвующие в топлес-акциях, как на подбор: симпатичные лицом, стройные телом. Ты что, кастинг проводишь?

— Абсолютно никакого кастинга. Участницей FEMEN может стать какая угодно женщина. Просто раздеваются те девчонки, которые не стесняются показать свое тело. Некоторые даже накануне акций стараются не есть, чтобы животик выглядел более подтянутым. Но работа есть для всех: во-первых, лозунги мы сочиняем все вместе, это большая творческая работа — продумать содержание акции до мелочей, кроме того, нужно делать декорации, плакаты. Короче, есть чем заняться.

“Мы хотим, чтобы люди проснулись и возбудились”

Практически ни одна акция FEMEN сегодня не обходится без участия 22-летней Саши Шевченко, самой узнаваемой активистки. Она официально является лицом движения. Когда я приехала в Киев на встречу с феминистками, Саша как раз вернулась из Днепропетровска, где открывала региональное отделение FEMEN. Красивой хрупкой длинноногой блондинке самое место на подиуме, а она голой грудью бросается на амбразуру в защиту народных интересов.

— Саша, как ты дошла до жизни такой?

— Это любимая фраза моего папы… Мы с Аней вместе начинали, еще в Хмельницком, думали о проблемах женской самореализации. А потом Аня уехала в Киев, и появился FEMEN. Первые полгода я ездила на акции из Хмельницкого туда-обратно, возила с собой девчонок. Но скоро поняла, что я не могу жить без FEMEN, это мое призвание, и у меня неплохо получается этим заниматься. Так я решилась, собрала чемодан и переехала в Киев. Несмотря на то что мои родители были категорически против и не отпускали меня. Но я все же прорвалась в Киев, и здесь началась моя эпоха имени FEMEN. Я пошла на это в здравом уме: кирпич на голову не упал, любимый парень не бросил, маньяк не изнасиловал. Мне очень нравится, когда я сначала встречаю девушку, разговариваю с ней, убеждаю стать частью FEMEN, а потом вижу, как она растет, развивается.

Слева направо: лицо движения “Femen” Саша Шевченко, основательница движения Анна Гуцол, активистка Инна Шевченко. фото: Екатерина Петухова

— Ты говоришь о спасении душ. А в то же время огромное количество ваших критиков негодуют: ну как можно с голой задницей садиться на шпагат на снегу, опорожняться прилюдно на площади в центре города? Что здесь спасительного?..

— Слышала ведь знаменитое высказывание Коко Шанель: “Мне все равно, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще”? Это что касается моего отношения к нашим критикам. Мы, когда проводим свои акции, думаем о женщинах — о половине жителей Украины, которые нуждаются в помощи FEMEN.

— А зачем лифчики и штаны снимать? Можно ведь просто нарисовать креативные плакаты с лозунгами, одеться в национальные костюмы и так агитировать людей?

— Мы каждый раз ищем нестандартные подходы, чтобы привлечь к акциям как можно больше людей. Мы хотим, чтобы они проснулись, возбудились в каком-то смысле. FEMEN не стоят на месте, они развиваются и идут вперед. Если полтора года назад мы стояли одетыми, то сейчас это уже не прокатит, этим никого не удивишь. Теперь от FEMEN ждут того, чтобы они выходили раздетыми и чтобы с каждым разом это было все более откровенно и вызывающе.

— Через год-полтора к вам и к раздетым привыкнут. Тогда что?

— А вот это — нет. Грудь — это та часть женского тела, которая тысячелетиями возбуждает мужчин, а вместе с ними — общество, культуру, искусство. И привлекательность ее не угаснет никогда. Я не думаю, что мы в будущем станем раздеваться совсем догола. Хотя если возникнет такая необходимость, мы это легко сделаем, пусть никто не сомневается.

— Хочешь сказать, что ваша активистка не показала свое причинное место, когда сняла штаны и писала на площади в знак протеста против нехватки общественных туалетов в столице Украины?..

— Нет, там было видно только попу. Мы ведь хорошо знакомы с буквой закона и понимаем, что показ гениталий влечет за собой уголовную ответственность. Поэтому мы такого не делаем. А попа — пожалуйста, любуйтесь.

— Саш, сейчас тебе 22 года. Вполне вероятно, что через несколько лет тебе захочется родить детей. Дилемма: будешь ли ты кормить ребенка грудью или нет? Ведь от кормления грудь портится — теряет былую форму и упругость. Как потом оголяться?

— Я совершенно нормально отношусь к детям, легко нахожу с ними общий язык. И конечно, я бы хотела, чтобы где-то к тридцати или после тридцати у меня были свои дети. Скорее всего я их буду кормить грудью, если дети сами не станут отказываться. Но тут вот о чем нужно поговорить… Если бы еще год назад мы решили провести топлес-акцию и на ней не было бы меня, девчонки побоялись бы выйти или вели бы себя более вяло, чем в моем присутствии. Я им была необходима, чтобы они чувствовали себя раскрепощенно и делали на акции то, что должны делать. В моем лице был предводитель. Потом появилась Инна Шевченко, которую мы с Аней воспитали. И теперь они с ней чувствуют себя так же комфортно и идут вперед, когда меня нет рядом. Сейчас мы воспитываем новых девчонок. И теперь если не будет ни меня, ни Инны — акция все равно состоится, и она на сто процентов будет не хуже, чем она была бы с нами. Всегда будут новые лидеры, которые поведут за собой, и я со временем смогу уйти в организаторскую работу. Поэтому, возвращаясь к вопросу, скажу так: я продолжу показывать грудь до того момента, пока она действительно эстетически будет хорошо выглядеть. В общем-то, пластическая хирургия может все. Вся надежда на нее и омолаживающую тело косметическую продукцию.

За отпечаток груди femen’исток иностранцы готовы платить по 50 долларов. фото: Екатерина Петухова

— Кроме FEMEN что-то есть у тебя в жизни? Работа, учеба?

— Я учусь заочно. Но на самом деле — FEMEN, и больше ничего в жизни нет. Я считаю, что сейчас у меня — от 20 до 30 лет — самый продуктивный возраст: молодая, красивая, сиськи опять же еще не обвисли. И надо это использовать. Тем более что есть желание, силы, здоровье, бешеный настрой. Все это я сейчас отдаю, чтобы потом хорошо жить.

— На что ты готова ради существования FEMEN? Перед чем бы ты остановилась?

— Если так далеко заходить, то, наверное, перед убийством. А если ты имеешь в виду аморальное поведение… Я не считаю, что мы делаем что-то аморальное. Почему-то когда девушки в рекламе печенья или дрели обнажают задницы и сиськи на весь экран, это считается нормальным явлением, а когда эти же части тела пытаются применить в политике и социальной сфере, начинаются вздохи возмущения и осуждения. Ничего аморального в нашей деятельности нет! Поэтому никакие порицания со стороны общества меня лично не остановят.

Уместно ли вообще говорить о порицании, когда за время нашего разговора Саша успела одарить улыбкой и автографом не одного восхищенного мужчину, подходившего к нашему столику и жадно впивавшегося глазами в Сашины формы.

Грудью за демократию

Грудью за демократию

Смотрите фотогалерею по теме

Пришла. Разделась. Победила

Что и говорить, топлес-пикеты у FEMEN один ярче другого. Чего стоят только несколько недавних акций! Всем на Украине известно, что премьер-министр Николай Азаров не владеет в совершенстве украинским языком, потому говорит на нем, когда на русском никак нельзя по протоколу. Невольно государственный муж летом в одном из выступлений заявил, что на Украине образовался “прошарок кровосисив”, имея в виду прослойку кровососов. FEMEN отреагировали немедленно: тогда же в парке напротив кабмина появились мифические “кровосиси” — блуждающие женские “призраки” с белыми простынями на головах и густо намазанными красной краской голыми грудями. А в декабре, в день рождения Азарова, одна из “кровосись” пришла поздравить премьера с гвоздиками и киевским тортом. Но, как написали в своем блоге FEMEN, “политически неграмотные охранники кабмина не узнали приближенную премьера и попытались остановить призрака. Топча сапогами праздничные гвоздики, они задержали “кровосисю” и передали ее работникам Печерского РУВД”. Дело “кровосиси” передали в суд, но две недели назад было вынесено оправдательное решение.

Не менее ярко девушки начали и 2011 год. Пока народ отходил от праздников, FEMEN провели мономитинг на погосте. На Лукьяновском мемориальном кладбище в Киеве девушка позировала фотографу в кладбищенском антураже с плакатами “Стабильно тихо”, “Стабильно бедно”, “Стабильно страшно”. Акция прошла в знак протеста против декларируемой действующим президентом Виктором Януковичем политики стабильности. По словам FEMEN, на Украине — как на кладбище: стабильно тихо и страшно.

А одна из последних топлес-акций — “Давосский понос” — прошла буквально в начале февраля. На площади возле Южного железнодорожного вокзала в Киеве движение FEMEN протестовало против унизительных, на их взгляд, для женщин Украины заявлений президента Януковича, озвученных им на саммите в Давосе. Во время своего выступления глава государства пригласил иностранных инвесторов посетить Украину в то время, “когда начнут цвести каштаны в Киеве и в городах украинских начнут раздеваться женщины”. FEMEN посчитали это пропагандой секс-туризма на Украине. Активистки развернули плакаты с лозунгами “Политический срач”, “Нагадил в душу”, показав общественности на сей раз не только голые сиськи, но и обнаженные попы.

И все это украинские феминистки проделывают под своим бессменным лозунгом “Пришла. Разделась. Победила”. Причем замыкать себя в географических рамках одной страны эпатажные оппозиционерки не хотят: дескать, нужно и соседям помогать. Пока что раздеться за пределами Украины им удалось только в Польше. А недавно девушки получили приглашение в Армению. Однако FEMEN грезят о том, чтобы провести топлес-акции протеста в России и Белоруссии, но опасаются, что там сутками в КПЗ им не отделаться…

Мечтать, говорят, не вредно.

Киев—Москва

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру