Страна стала другой, потому что тунисцы вздохнули с облегчением: пружина народного возмущения сбросила старый режим и... Теперь надо создавать новый строй. Как “обустроить” Тунис? От чего надо избавиться, а что сохранить из прошлого? Столица напоминает огромный “дискуссионный клуб”, за порядком в котором следят полицейские и военные. Маленькая, но красноречивая деталь: в успокоившемся Хаммамете вдруг опять переполох случился. Мародеры позарились на одну покинутую виллу, принадлежащую какому-то отдаленному родственнику жены Бен Али. Тут же соседи забили тревогу, телефоны “горячей линии” у всех под рукой, прибыли военные и скрутили отморозков.
В Тунисе обновилась политическая шахматная доска: по-новому расставлены бывшие в оппозиции партии и сама бывшая правящая партия, профсоюзы, которые вспомнили, что их главная задача — защищать интересы трудящихся, адвокаты, которые заявили, что теперь будут защищать права граждан, активно действуют женские, молодежные и правозащитные организации.
В воскресенье после 20 лет эмиграции прилетел из Лондона лидер исламистов Рашид Ганнуши. В аэропорту Тунис-Картаж его ждала многочисленная толпа сторонников. Обращаясь к десяткам журналистов, он скромно заявил: “Я не претендую ни на какой пост. Я мечтаю о свободном и процветающем Тунисе”. Он призвал “сплотить ряды”, “освободиться от тирании” и “покончить со всеми остатками старого режима”. Со всеми остатками? С демократическими правами и уважаемым положением в гражданском обществе, которые тунисская женщина получила во времена социалиста Бургибы и которыми она пользовалась во времена правления Бен Али? Новоиспеченные “демократы”, столь рьяно воюющие со свергнутым режимом, явно забыли выражение “не стоит выплескивать из ванны с грязной водой и самого ребенка”.
И не случайно в аэропорту Ганнуши встретила демонстрация протестующих тунисцев с плакатами “Тунис будет светским государством!”, “Да — исламу! Нет — исламскому правительству!”, “Нет экстремизму!”. И не случайно накануне прилета главного “исламиста” в столице прошла мощная демонстрация тунисских женщин. Не могу не рассказать новый политический анекдот, который ходит в Тунисе. Встречаются два тунисца, один умудренный, а другой еще молодой. И молодой восторженно говорит: “Брат! Нашу революцию сравнивают с французской! Представляешь? А нашу Касбу с Бастилией! Это же здорово!”. И умудренный ему отвечает задумчиво: “Бастилия, брат, говоришь? А потом что? Гильотина? И тиран Наполеон?”.
Тунис