Призывы к протестам поступали от интернет-активистов, вдохновленных “жасминовой революцией” в Тунисе и обещавших, что 25 января станет “днем восстания”. Вечером во вторник демонстранты стали стекаться на каирскую площадь Тахрир. Митингующие размахивали флагами Египта и Туниса и кричали лозунги с требованием отставки 82-летнего президента страны Хосни Мубарака, правящего страной с 1981 года. Поначалу полиция отступила, по-видимому, удивившись размерам толпы, которая быстро заняла основные площади и двинулась по улицам Каира. Это само по себе является весьма необычным фактом для страны, где все политические сборища и демонстрации обычно пресекались на корню. Позицию протестующих лучше всего выражают слова одного из демонстрантов: “Я протестую не против полиции. Они такие же граждане, как и я. Я протестую против коррупции, безработицы и высоких цен”.
Собравшиеся в центре Каира пообещали всю ночь сидеть на площади Тахир, что совсем неподалеку от парламента и других правительственных учреждений. Египетская полиция, получив приказ разогнать демонстрантов с площади, встретила ожесточенное сопротивление. Протестанты наваливались на кордоны оцепления снова и снова, и в какой-то момент сотни полицейских обратились в бегство, побросав щиты и шлемы. Перегруппировавшись, правоохранительные органы стали использовать слезоточивый газ, брандспойты и резиновые пули, начались аресты. К середине ночи центр Каира превратился в зону боевых действий, на улицах были сооружены баррикады.
Тем временем в Тунисе продолжаются выступления с требованием ухода сторонников бывшего президента Бена Али с ключевых постов правительства. Новые власти объявили экс-президента в международный розыск. “МК” спросил у руководителя Центра изучения стран Северной Африки и Африканского Рога Института Африки РАН Александра ТКАЧЕНКО: грозит ли Египту “тунисизация”?
— Хосни Мубарак очень опытный политик, который обладает весьма широким набором средств, данных конституцией и законом, для того, чтобы позитивно повлиять на ситуацию в стране. Стоит отметить, что в течение достаточно продолжительного периода в Египте нарастали протестные оппозиционные настроения. Я склонен предполагать, что в кризисной ситуации он будет склонен принять позитивные и единственно верные решения. Я бы не стал отвергать различные сценарии дальнейшего развития событий: слишком широкий круг обстоятельств и факторов, влияющих на развитие ситуации в стране. Здесь есть своеобразные проявления местных национальных острых конфликтных ситуаций, кризисных проблем, которые могут вылиться в достаточно широкие протестные выступления со всеми далеко идущими последствиями.
Борис Золотарев
P.S. Как заявила Ассоциация туроператоров России (АТОР), волнения в Каире не повлияли на выбор российских туристов: “Спрос на отдых в Египте не снизился. Есть единичные случаи отказов от туров из-за беспорядков в столице Египта. Туристы, находящиеся в курортных зонах страны, не собираются досрочно прерывать свой отдых”. По утверждению египетской стороны, обстановка в Хургаде, Шарм-эль-Шейхе, Дахабе и других курортах Египта совершенно спокойная. На данный момент в Египте отдыхает не менее 20 тыс. российских туристов.
Марина Великанова