«Мои соседи покидают страну. В аэропортах столпотворение»

Наш корреспондент передает из Туниса

Многие туристы, раньше посещавшие Тунис, видели — издалека — президентский дворец в Карфагене. Гиды всегда говорили, что в сторону дворца не надо направлять фотоаппараты и видеокамеры, что это категорически запрещено…

Наш корреспондент передает из Туниса
Армия в центре столицы.

Этого дворца больше нет. Вчера вечером армейские подразделения, которые перешли на сторону новой власти, взяли президентский дворец штурмом.

А мои французские и тунисские соседи уезжают... Кто из-за детей, которым надо учиться, а учебные заведения в стране закрыты. Кто из-за невозможности продолжать работать: какой смысл сидеть дома?! Кто-то боится, что за ним придут однажды ночью. «Как же, наступила «эра демократии»! Теперь каждый может быть и судьей, и исполнителем приговора, который сам тебе и вынесет!» — это слова моего соседа, с которым я распрощался сегодня утром, когда он закончил грузить свою машину...

Столица Туниса охвачена страхом. Ночью опять были многочисленные стычки, продолжались грабежи и звучала стрельба. Граждане продолжают создавать комитеты защиты и пытаются защитить свои дома и имущество от вооруженных банд. Создали и мы. Грабежу подвергаются одиноко стоящие дома, оставленные владельцами. Именно на них обращают «внимание» воры.

Утром я поговорил с соседями-тунисцами и со свои сторожем. Мы теперь каждое утро обмениваемся информацией. Но вот кто создает банды, разъезжающие по столице, мы понять еще не можем. Одни говорят, что это «сторонники Бен Али», другие – что это доморощенные грабители, которые захватили оружие в разгромленных полицейских участках.

Западное телевидение — Еuronews — распространило кадры, на которых толпа, вооруженная ножами для разделки туш, линчевала тунисского полицейского. Страшные кадры беснующейся, озверевшей от крови толпы!

Столица Туниса охвачена страхом

Столица Туниса охвачена страхом

Смотрите фотогалерею по теме

Я иду по притихшим улочкам своего городка, тунисцы собираются кучками, я вижу озабоченные лица. Мы вместе стоим в лавочках, которые уцелели, покупаем то, что еще есть, обмениваемся незначительными фразами, которые очень много значат. Мы же все знаем друг друга! И в каждом взгляде знакомых тунисцев я читаю: «Вот иностранец, он – русский, он не уезжает, он с нами...»

Я никогда, все эти долгие годы, что живу здесь, в порядочности и толерантности тунисцев не сомневался. Вот что я передаю им и во взгляде, и в своем рукопожатии...

А наедине с самим собой я спрашиваю: господи, откуда же по ночам появляются упыри и оборотни?

Снова включаю телевизор. Вернее, я его никогда не выключаю, даже когда засыпаю за компьютером. Радостные лица провозглашают, что они теперь «свободны» и что «новая эра загорелась над Тунисом после свержения кровавого режима». Отблески этого «загорания» над Тунисом видны в из моего окна в Карфагене. Следы пожарищ от этого «загорания» я видел вчера: сожженный четырехэтажный жилой дом, разграбленный и сожженный супермаркет...

К Храму Воскресения Христова в столице подъехать невозможно — все перегорожено. Звоню настоятелю, батюшке Дмитрию. Он вчера вернулся с Мальты. Батюшка рассказывает: «Храм никто не тронул!» Проспект Мухаммеда Пятого «перекрыт танками и броневиками», «ночью была стрельба», «арестовали главного мародера», «мне звонят прихожане, я им звоню...», «тунисцы объединяются, вооружаются чем могут и сами отстаивают свои дома и свои кварталы»...

И главное – батюшка созвонился со всеми прихожанами. Никто не пострадал.

А вот что сообщают наши врачи, которые работают в Сиди Бузид, откуда все и началось – там покончил жизнь самосожжением безработный учитель: «Да, были большие демонстрации, были грабежи, а потом люди создали дружины и теперь в Сиди Бузид все спокойно»…

В аэропортах Туниса столпотворение. Многие пытаются покинуть страну: в первую очередь иностранцы, напуганные непрекращающимися беспорядками и перестрелками, а также тунисские граждане, боящиеся за свое будущее. Телевидение сообщает об убитых и арестованных членах семьи бывшего президента.

Французские секретные силы сделали утечку информации: якобы Лейла, жена Бен Али, покинула страну за несколько дней до отъезда мужа... с полутора тоннами золота на сумму 45 млн долларов.

Еще одна деталь: французские власти, которые все эти годы заявляли о своих «самых дружеских отношениях» к Бен Али, намекнули, что «не хотели бы» его видеть во Франции, как и членов его семьи. На их счета наложен арест. А в это время кровавый диктатор Дювалье, печально знаменитый зверствами своей «гвардейцев», так называемых «тонтон-макутов», долгие годы жил припеваючи во Франции и сегодня возвращается ... на Гаити, чтобы участвовать «в установлении порядка».

Британские же СМИ начали обсуждать телеграммы, которые американские дипломаты отправляли в Вашингтон из Туниса. В них они сообщали, что режим «погряз в коррупции» и «впал в маразм». Об этих телеграммах стало известно еще полгода назад, когда они были обнародованы порталом WikiLeaks. И тогда госдеп принес извинения тунисским властям и даже намекнул, что их посол может покинуть страну. Но потом американцы передумали и выбрали другой вариант...

Корреспондентам и фотографам работать сейчас в Тунисе очень опасно. На фотоаппараты и видеокамеры все реагируют крайне болезненно, в том числе и военные. Один из западных фоторепортеров находится при смерти в тунисском госпитале.

Мне позвонил тунисский друг Амир, он хорошо говорит по-русски, мы с ним работали на съемках российских телесериалов «Офицеры» и «Апостол». «Демосранцы» схватили меня, разбили камеру и чуть не переломали руки», — смеясь, говорит он. Амир никогда не унывал и ничего не боялся, даже когда во время съемок была жара выше 50 градусов и по его одежде полз скорпион. Я тоже рассмеялся: какое точное слово нашел мой друг! И неужели эти «демосранцы» обеспечат «свободу» в Тунисе?

Позвонил друг из Бизерты, где обострилась обстановка. «Мы тут арестовываем погромщиков», сказал он и добавил: «Наводим порядок, но они сопротивляются. Но люди все лучше понимают, ху из ху!» А как русский храм?
— Не волнуйся! Рядом с ним стоит бронемашина!

Сегодня в столице должны объявить о формировании нового правительства из представителей оппозиционных партий и независимых деятелей. Заявлено, что исламисты не войдут в это правительство. Пока они просто возвращаются из европейских стран, куда были высланы при президентах Бургибе и Бен Али. Возвращаются, чтобы приготовиться и участвовать в будущих «свободных» выборах.

А что происходит за пределами Туниса? В Алжире, где так и не вылечили гангрену безработицы и нищеты, начинается тот же «тунисский» сценарий. Бедные безработные обливают себя бензином и поджигают. Опять в разных городах страны вспыхнули демонстрации против дороговизны жизни.

Между тем в Тунисе остаются еще около 100 российских туристов. Они смогут покинуть страну в четверг ближайшим чартерным рейсом. Также в случае необходимости будет задействован самолет МЧС. Об этом сообщили в Федеральном агентстве по туризму. Но по моей информации, этот «ближайший чартерный рейс», который должна выполнить тунисская авиакомпания «Нувельэр», аннулирован: эта компания принадлежала... члену семьи бывшего президента.

В посольстве России в Тунисе заявили, что дипломатов и специалистов, работающих в стране, пока эвакуировать не собираются.

Сюжет:

Арабская революция

Что еще почитать

В регионах

Новости

Самое читаемое

Реклама

Автовзгляд

Womanhit

Охотники.ру